Влияние гендерных стереотипов на уровень притязаний

Страница 1

В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения. Важнейшими показателями считается процесс становления детских притязаний.

С.С. Степанов определил уровень притязаний

как - желаемый уровень самооценки личности; который определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. [25, 176]

При этом следует отметить, что, как и большинство онтогенетических характеристик личности, притязания преломляются через структуру гендерного самосознания, существенным моментом которого являются активно функционирующие в дошкольном возрасте гендерные предпочтения.

Следует заместить, что в последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов. Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики притязаний и процесса целепологания применительно к периоду раннего онтогенеза остается практически неосвещенной. В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. В психологии существуют лишь отдельные работы Турецкой Г.В., Тищенко С.П., Толмасовой А.К. и др. где прослеживаются связь между полом ребенка и тактикой его притязаний. Так в ряде из них отмечается, что уже в старшем дошкольном возрасте девочки склоны к использованию стабильных и последовательных поведенческих стратегий, тогда как мальчикам больше свойственно непоследовательное и трудно предсказуемое поведение; девочки характеризуются более гибкими притязаниями и адекватным поведением в ситуации выбора целей; так называемые атипичные случаи, впервые зафиксированные М. Юкнактом (снижение притязаний после успеха и повышение после неудачи), чаще наблюдаются у мальчиков. [30, 120]

Вместе с тем в некоторых исследованиях, посвященных генедерным аспектам уровня притязаний (УП), установлено, что, начиная с подросткового возраста, у представителей мужского пола УП значительно выше, и в целом доминирует мотив достижения успеха, в то время как у девочек и женщин фиксируется более низкие показатели притязаний, для них характерна мотивация избегания неудачи. [17, 70]

Весьма показательны в этом плане и эксперименты Бремса С. и Джонсона М. по каузальной атрибуции. В частности, они свидетельствуют о том, что при решении задач мужчины склонны приписывать причину успеха своим способностям, тогда как женщины объясняют свои успехи чаще случайными факторами. И, наоборот, в случае неудачи мужчины чаще ссылаются на независящие от них объективные обстоятельства, в отличие от женщин, для которых характерно связывать неудачи с недостатком способностей или сложностью задачи. Подобные гендерные особенности субъективного отношения к ситуации успеха / неудачи некоторые исследователи связывают с ассиметрией гендерной социализации девочек и мальчиков в детском возрасте, в частности, со спецификой социальных внушений в отношении детей разного пола со стороны других. [6, 22]

Ассиметрия

является главной особенностью гендерной социализации. Она проявляется в разных жизненных целях, ценностных ориентациях, ожиданиях, способах воспитания и обучения мальчиков и девочек на всех этапах развития и во всех социальных институтах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Результаты педагогического исследования и их обсуждения
Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивн ...

Задачи развития эстетического восприятия пейзажной лирики с детьми разного возраста
Где вводные строчки Средний возраст В средней группе детей впервые знакомят с пейзажем, как жанром живописи. Задачи: Развивать у детей интерес к пейзажной живописи. Желание ее внимательно рассматривать. Вызвать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовлетворение ...

Методика развития связанной речи у детей
Целью данного исследования является определение методики развития связанной речи у умственно отсталых дошкольников. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Провести констатирующий эксперимент. 2. Провести формирующий эксперимент. 3. Провести контрольный эксперимент. 4. Сделать соотв ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru