С момента появления на свет родители обращаются с дочерьми и сыновьями по-разному, ожидают от них проявления различных личностных качеств и разного поведения. Родители последовательно поддерживают различия в активности и интересах дочерей и сыновей. [22, 113]
На наш взгляд, особого внимания заслуживают данные, подтверждающие дифференцированный характер притязательной стратегии и тактики, определяемый спецификой деятельности и социокультурными гендерными нормами. В случае, когда деятельность воспринимается как соответствующая полу, уровень притязаний повышается, когда же она воспринимается как соответствующая противоположному полу, - понижается. [11]
В работах М. Джонса и С. Бремма отмечается и влияние характера гендерных стереотипов.
Гендерные стереотипы глубоко "встроены" в нас, и мы следуем им в общении с детьми неосознанно. Воспринимая девочек и мальчиков по-разному, взрослые строят общение с ними на своем восприятии.
Любые стереотипы, включая гендерные, выполняют несколько функций. Одной из функций стереотипов является отнесение объекта, явления к определенному классу, группе с тем, чтобы облегчить его восприятие и взаимодействие с ним. Когда мы встречаем другого человека, мы моментально относим его к определенной категории: взрослый - ребенок, посетитель, или работающий здесь, приезжий - местный, и т.д. Это экономит наши усилия по выбору модели взаимодействия. Категория пола является базовой.
Отрицательной стороной стереотипа является сверхобобщение, то есть распространение некоего признака на всю группу. Так искажается реальность. В гендерных стереотипах искажение реальности направлено на поддержание существующего порядка, на то, чтобы не было изменений. [22, 113]
Для того чтобы гендерные стереотипы действовали, в окружающей среде существует набор маркеров, указателей, которые "помогают" людям. К ним относятся внешность человека, включая одежду, украшения, место пребывания и т.п. Ниже мы рассмотрим, какое влияние маркеры оказывают на окружающих и на самого ребенка.
Стереотипы выполняют функцию категоризации, если в ее основе лежат такие признаки, которые можно выявить быстро и без труда. Одним из таких признаков для гендерных стереотипов становится внешность. Именно поэтому буквально с первых дней жизни родители стремятся дать ясно понять, мальчик это или девочка. Как это можно показать легко и точно? Лучшим признаком является одежда младенца. Розовое для девочек, голубое и синее для мальчиков - это знаки того, как с ребенком необходимо взаимодействовать, какие черты отыскивать в нем. Наблюдения показали, что 90 % младенцев в общественных местах (прогулки на улице, посещение врача в детской поликлинике, магазины) одеты в одежду, соответствующую полу по цвету, украшениям, рисункам на одежде. [22, 118-119]
Стиль одежды также соотносится с полом: оборочки, кружева, бантики, ткань в цветочек - для девочек; мишки, машинки - на одежде мальчиков. Если родители отправляются с ребенком в гости или на воскресную прогулку, то здесь девочку стараются украсить вовсю - длинная юбочка, носочки с рюшечками, головка в пышных бантах. Цвета предпочтительно светлые, пастельные. Казалось, мелочь. Однако такой стиль ограничивает свободу девочки. Она на прогулке, часто в новом для нее месте, ей хочется посмотреть на что-то новое (потрогать, поиграть), утолить свою любознательность. Родители говорят девочке, что надо быть чистенькой, аккуратной, не пачкать и не мять платье. Девочка очень старается сохранить свой наряд в первозданном виде, ей уже не до утоления своих познавательных потребностей. Так прививается поведение, соответствующее традиционным представлениям о женщине как более пассивной, озабоченной своей внешностью, менее склонной к исследовательскому поведению.
Психолого – педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего
дошкольного возраста
В развитии личности ребенка дошкольного возраста важное место занимают знания. При отборе содержания знаний следует учитывать, что знание лежит в основе развития мышления, но и в основе отношений к действительности, к окружающему миру. Одним из направлений таких знаний, при освоении, которых в един ...
Детская художественная литература как средство развития театрализованной
игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...
Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности
«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых си ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.