Целью данного исследования является определение методики развития связанной речи у умственно отсталых дошкольников.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Провести констатирующий эксперимент.
2. Провести формирующий эксперимент.
3. Провести контрольный эксперимент.
4. Сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: дв6е группы детей старшего дошкольного возраста коррекционного детского сада VIII вида.
Предмет исследования: связанная речь детей и словарная работа.
Гипотеза: правильно организованная словарная работа на занятиях в коррекционном детском саду, способствует улучшению и обогащению связанной речи умственно отсталых детей специального коррекционного дошкольного учреждения VIII вида.
Ниже в таблице 1 представлены данные испытуемых, детей старшего дошкольного возраста детского сада VIII вида. Из каждой группы в исследовании принимали участие по 5 детей.
Таблица 1. Данные испытуемых группы "а" и группы "б", участвующих в исследовании.
группа "а" |
группа "б" | ||
№ |
Имя |
№ |
Имя |
1 |
Саша Ю. |
1 |
Люба Н. |
2 |
Даша П. |
2 |
Коля Ф. |
3 |
Катя Р. |
3 |
Гена.П. |
4 |
Валя А. |
4 |
Рита К. |
5 |
Лида Н. |
5 |
Лена А. |
Констатирующий эксперимент направлен на определение словарного состава у умственно отсталых детей в двух группах.
Для этого мной были применены некоторые методики, позволяющие определить уровень связанной речи исследуемых детей.
В обучении большое значение приобретает формирование и развитие словарного состава детей как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Особое внимание в формировании связанной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. У умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи, связанное с бедностью словарного запаса. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре (например, серии сюжетных картин).
Целенаправленное формирование связанной речи потребовало от меня углублённого исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей.
Мной проводилось изучение состояния связанной речи умственно отсталых дошкольников. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, а также своих жизненных впечатлений и собственного замысла. Комплексное исследование включало семь последовательных экспериментальных заданий и проводилось методом индивидуального эксперимента.
Понятие «аутентичные материалы» и их классификации
Проблема обучения учащихся аудированию, то есть восприятию и пониманию на слух иноязычной речи, содержащей незнакомые слова, требует решения целого ряда вопросов, и, в частности, определение характера аудитивного материала, на котором должно проходить обучение, отбора и методики выполнения упражнен ...
Общественно-политическое
положение во Франции в середине XVIII в. и философия просветителей
В середине XVIII в. система феодальных порядков, господствовавшая во Франции, пришла в глубокое противоречие с развивающимся капиталистическим способом производства. Феодально-абсолютистский строй тормозил распространение мануфактур, внедрение машин, применение передовых агрономических методов в се ...
Диагностические методы и приемы развития коммуникативных навыков у детей с
ЗПР
Существуют определенные методы и приемы, позволяющие выявить особенности коммуникативных отношений дошкольников. Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективнее. К объективным методам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.