Методика развития связанной речи у детей

Страница 2

В результате проведенного исследования были получены следующие данные.

Первое задание заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос: "Скажите, что здесь нарисовано?") по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков). Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической задачи.

Таблица 2. Данные исследования связанной речи при выполнении первого задания

группа "а"

группа "б"

Имя

Результат

Имя

Результат

1

Саша Ю.

7

1

Люба Н.

6

2

Даша П.

8

2

Коля Ф.

7

3

Катя Р.

6

3

Гена.П.

7

4

Валя А.

8

4

Рита К.

6

5

Лида Н.

8

5

Лена А.

6

По данным, представленным в таблице 2 можно сделать вывод, что у детей довольно слабый словарный запас. В своих рассказах они использовали всего 6-8 слов.

Кроме того, полученные результаты показали, что дети испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображенное действие ("Что делает мальчик, девочка?"). У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. У 6 испытуемых из 10 наблюдалось сочетание выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.

Ещё большие затруднения вызывало у детей выполнение второго задания - составление предложение по трем картинкам (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания. Несмотря на задаваемый всем детям вопрос: "Что сделала девочка?", только 5 испытуемых смогли составить предложение самостоятельно, с учетом взаимосвязи всех трех картинок. Остальным испытуемым задание объяснялось повторно (с указанием на пропущенную картинку), но и после повторения инструкции 10 детям не удалось составить фразу с учетом всех трех смысловых звеньев. У 5 отмечались выраженные синтаксические затруднения. При этом экспериментатор фиксировал количество названных слов испытуемыми. Данные представлены в таблице 3.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Разработка урока литературы в современной школе
Урок литературы в 9 классе на тему: «Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения произведения» Цели: Обучающие: 1) анализ произведения в единстве содержания и формы (раскрытие замысла автора и его воплощение, проблематики и идейного содержания произведения; анализ системы о ...

Урок в современной школе
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Особенности взаимодействия детей с билингвизмом со сверстниками
Различны причины переезда в иноязычную среду. Дипломаты, бизнесмены, специалисты, эмигранты по убеждениям, переселенцы из других областей России, беженцы из районов военных действий и стихийных бедствий, супруги-иностранцы, члены их семей - эти люди имеют разный статус и образование, приезжают в Ро ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru