Методика развития связанной речи у детей

Страница 5

У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа - медведя), что свидетельствует с недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 5 детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей, например:

"Они пошли… Медведь залезает… Пчёлки… Пчёлки вышли… Мишком упал… Они побежали… а взади за ними пчёлки" - рассказ Саши Ю.

Результаты выполнения четвертого задания свидетельствуют о том, что у детей возникали трудности в полной и точной передаче наглядного сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. У 5 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.

В таблице представлены данные количества слов используемых детьми в результате выполнения этого задания.

Таблица 5. Данные связанной речи учащихся при выполнении четвертого задания.

группа "а"

группа "б"

Имя

Результат

Имя

Результат

1

Саша Ю.

17

1

Люба Н.

15

2

Даша П.

10

2

Коля Ф.

12

3

Катя Р.

15

3

Гена.П.

12

4

Валя А.

15

4

Рита К.

17

5

Лида Н.

12

5

Лена А.

15

По данным таблицы можно сделать вывод, что дети использовали довольно маленькое число слов. Их рассказы были короткие и не связные, что свидетельствует о бедности словарного состава учащихся.

Пятое задание - составление рассказа на близкую детям тему: "На нашем участке" - ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи испытуемому предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого ребёнок составлял свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторялся. Такой вариант исследования был выбран нами на основании апробации различных вариантов задания, показавшей, что самостоятельное составление рассказа на данную тему только по предваряющему плану недоступно для умственно отсталых детей и вызывает затруднения у их, нормально развивающихся сверстников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Причины трудновоспитуемости подростков
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть о ...

Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни
Профилактические занятия с использованием активных методов профилактического обучения являются одним из эффективных способов снятия напряжения у детей и подростков из социально-неблагополучных семей, которые дают им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный сти ...

Пейзаж – жанр живописи
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзажем называют также произведение этого жанра. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, горо ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru