У 5 детей (50%) трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).
Также как и в предыдущих случаях фиксировалось количество слов. Данные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Данные исследования связанной речи при выполнении третьего задания.
группа "а" |
группа "б" | ||||
№ |
Имя |
Результат |
№ |
Имя |
Результат |
1 |
Саша Ю. |
10 |
1 |
Люба Н. |
14 |
2 |
Даша П. |
12 |
2 |
Коля Ф. |
12 |
3 |
Катя Р. |
14 |
3 |
Гена.П. |
14 |
4 |
Валя А. |
12 |
4 |
Рита К. |
15 |
5 |
Лида Н. |
15 |
5 |
Лена А. |
15 |
По данным таблицы видно, что результаты у детей обоих групп практически одинаковы. Отсюда можно сделать вывод, что связанная речь детей в обоих испытуемых группах на одном уровне, т.е. довольно слабый.
Выполнение четвертого задания - составление рассказа по серии сюжетных картинок ("Медведь и зайцы" по И.В. Бараникову и Л.А. Варковицкой, 1979г) дало возможность определить ряд специфических особенностей в проявлениях монологической речи у умственно отсталых детей.
Несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6 картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки ("дупло", "поляна" и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех испытуемых. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех испытуемых были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Помимо отсутствия сформированных навыков в данном виде рассказывания, это, по-видимому, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей данной группы и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.
Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости
у старших дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
В практической части исследования нами были поставлены следующие задачи: музыкальный дошкольник эмоциональный отзывчивость разминка подобрать методики диагностического исследования; опираясь на работу М. А. Давыдовой подобрать вокально-двигательные разминки, которые могут способствовать активизации ...
Выявление уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у
младших школьников в процессе проведения экскурсии
В опытно-экспериментальной работе участвовали 10 детей 7-8 лет, учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Сокола. С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и наблюдательности у детей младшего школьного возраста в процессе проведения экскурсии нами была проведена ди ...
Структура образовательного процесса и квалификаций
в Российской Федерации
Как хорошо известно, действующие в Российской Федерации Закон об образовании и Закон о высшем профессиональном и послевузовском образовании предусматривают выбор между двумя образовательными циклами: двухуровневое образование с последовательной реализацией программы бакалавриата (нормативный срок о ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.