Информация о педагогике » Влияние культурных традиций на формирование личности школьника » Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника

Культурные традиции воспитания нравственно-трудовых качеств школьника

Страница 1

Деление традиций, обычаев на регулирующие отношения и деятельности людей в семье и обществе, разумеется, условно, так как отношения, несомненно, сопутствуют любви деятельности и проявляются в ней. Таким делением мы в данном случае подчеркиваем то, что первые, главным образом, решают задачу формирования морального, духовного облика труженика и семьянина, тогда как ведущий аспект вторых — это овладение трудовыми хозяйственными, домоводческими и иными навыками и умениями, необходимыми в семейной и общественной жизни. В воспитании подрастающего поколения в прошлом основное место принадлежало разнообразным видам и формам труда, в которых подрастающий человек приобщался не только к выработанным народом умениям, навыкам, опыту организации труда, но и нравственным ценностям, которые раскрываются в труде. Трудовое воспитание подрастающего поколения предполагает воспитание глубокого уважения к настоящим труженикам и результатами их труда, формирование трудолюбия как важнейшего нравственного качества молодежи в трудовой деятельности, сочетающей различные и коллективные (джамаатские) цели, интересы. Целесообразность раннего включения детей в трудовые дела, а затем и сельского общества выступает как один из важных выводов народного опыта социализации подрастающего поколения. Народ понимает, что любой вид физического труда обладает возможностями формирования и духовных, нравственных качеств детей.

Настоящий человек — прежде всего добросовестный труженик. Так определяется роль труда в народной педагогике. Об этом свидетельствуют идеи и мысли народа, раскрывающиеся в дагестанских пословицах:

- Чтобы достигнуть почестей и величия, понуждай себя к труду (лезг.).

- Труд и терпение превращаются в золото (лак.)

- Хутор можно проесть, а ремесло не кончается (авар.)

Обязательность раннего включения детей в трудовую деятельность в народной педагогике сочетается с требованием слитности этого труда с детской игрой. Уже детей 4—5-летнего возраста горцы привлекают к выполнению доступных для них поручений по дому. Признание нужности детского труда старшими — важный момент формирования трудолюбия у подрастающего поколения.

Так, например, в даргинской детской песенке о маленьком пастушонке поется:

Пастушок мой, пастушок,

Из чинары посошок .

Ты набегался с утра,

Ты кружился, как юла:

Пас овечек день-деньской.

На лужайке за рекой,

Из ключа воды попил,

А потом ягнят поил.

Пролил за день сто потов

Приходи — хинкал готов!

Маленький пастушок, идущий в труде по стопам отца и старших братьев, на примере взрослых усваивает, что профессия чабана почетна, нужна. Он видит, как заботливо и любовно отношение отца к нему и понимает, в чем причина его: он труженик, опора родителей в нужных делах.

Атмосфера в дагестанской семье и ауле, под воздействием которого растут маленькие горцы, всесторонне способствует формированию них качеств семьянина и труженика. Маленький пастушок увлечен трудом: кругом все заняты дела, скучно оставаться в стороне от интересных занятий родителей.

Маленький горец весь в действии, в труде, который ему доставляет радость. В труде, который (он это хорошо знает) нужен семье, чтобы там был достаток, чтобы на лице матери, отца было написано удовлетворение.

Существовавшее в горской семье разделение труда между мальчиками и девочками отражено и в детских песенках. Они превращаются в педагогические средства реализации этого разделения воспитаний.

Главный путь формирования семьянина-труженика в народной педагогике — это ежедневный разумно организуемый совместный родителями и детей, в процессе которого подрастающее поколение усваивает народные трудовые традиции, знания по агрономии, зоотехнии, метеорологии, медицине, которые нужны для предстоящей самостоятельной жизни. При этом родители, бабушки я дедушки, старшие и младшие дети— издает во всем как хорошо организованный, сплоченный, стремятся к общим целям коллектива.

Совместный труд родителей и детей как средство сплочения как средство превращения ребенка в действительно взрослого человека, как средство передачи из поколения в поколение непреходящих ценностей, как трудолюбие, добросовестность, — разве это такое наследство, от которого надо оторваться» — пишет И.В. Бестужев-Лада. Речь здесь, конечно, идет о достижениях народной педагогики, которые должны быть включены в воспитательный процесс.

Передавая подрастающему поколению нравственно-трудовой опыт народа, рано включая его в дела и отношений, способствующие использованию этого опыта, старшее поколение в своей во питательной деятельности осознанно и последовательно ориентируется на подготовку детей к семейной жизни.

Уже с появлением первенца в семье мысли и надежды родители связываются с его будущей семейной жизнью, которую они стремятся сделать счастливой, вкладывая в воспитание сына, дочери огромный труд души и рук.

Счастливая семейная жизнь детей как главная жизненная ценность раскрывается в материнских благопожеланиях, обращена к ребенку.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Анализ практики патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере центральной детской библиотеки г. Демидова
Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило, с тем местом, где находится дом, школа, родители и друзья, то есть с конкретным местом, в котором живут ребята. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства ре ...

Метод показа
Метод показа (анализа) - важный экскурсионный метод. Ведь весь смысл выхода за пределы класса, школы и заключается в том, чтобы учащиеся приобрели знания в ходе наблюдения объектов, расположенных в естественной обстановке или собранных в залах музея. У школьников, особенно младших классов, развито ...

Основные принципы социальной педагогики
Слово «принцип» происходит от латинского слова principium, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru