музыкальный ребенок воспитание семья
Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми так и в более свободных формах – как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна – это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – ритмические движения, игры с музыкой).
К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку перевернуть пластинку, подобрать мелодию и т.д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.
Более свободная форма музыкальной деятельности – слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.
Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.
Как долго?
Внимание ребенка 3–4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1–2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами – в течение 5–7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.
Как?
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.
Когда?
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка – самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он слышит, слушает и хочет слушать!
Музыкальные произведения для слушания дома
– П. Чайковский. Танец маленьких лебедей (оркестр, дир. Е. Светланов).
– Ж. Рамо. Курица (клавесин, исп. Г. Пишнер).
– П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» (оркестр, дир. Г. Рождественский).
– Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано). Интермеццо, Мурзилка (фортепиано, исп. В. Постникова)
– Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») (фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. В. Федосеев).
Восприятие различных звуков, ритмов, мелодий оказывает психологическое и физиологическое воздействие на человеческий организм. Именно поэтому будет не лишним послушать вместе с крохой правильно подобранную музыку – это окажет благоприятное влияние на его развитие.
Изучение уровня развития словесно-логического и абстрактного мышления у
детей с умеренной умственной отсталостью
Экспериментальное изучение мышления младших школьников проведено на базе кабинета психолого-педагогической коррекции Павлодарского района. В эксперименте приняли участие 12 детей младшего школьного возраста. Нами были исследованы следующие параметры: схематического мышления посредством теста Когана ...
Функции тестов. Основные требования к их проведению
Являясь средством контроля, тест выполняет ряд функций в обучении. Мы считаем необходимым говорить об этом именно в данной главе, т.к. вопрос о роли, которую выполняют тесты в обучении английскому языку – это скорее вопрос практический. Прежде чем приступить к методической разработке тестов, нужно ...
Инновационные технологии реализации процесса обучения в высшей школе
В современных условиях содержание самого понятия "образование" претерпевает существенные изменения. Если раньше образование рассматривалось как результат познавательной деятельности, затем как процесс получения знаний, то теперь все чаще специалисты говорят о нем как об услуге, подчеркива ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.