Экспериментальное исследование проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада № 123 г. Тюмени. В исследовании участвовало 20 детей с ОНР III уровня, которые были распределены в экспериментальную и контрольную группы.
Исследование состояния связной речи начиналось с изучения имеющейся на каждого ребенка медицинской и педагогической документации, дополнительные анамнестические сведения были получены из бесед с воспитателями и родителями. Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялись в течение всего периода экспериментального исследования.
Были экспериментально изучены навыки детей в составлении:
1. Пересказа
2. Рассказа по серии сюжетных картин
3. Рассказа из личного опыта
4. Рассказа на тему (и продолжение по заданному началу).
Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Основными критериями оценки стали: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.
Описание эксперимента:
Детям предлагались следующие задания:
1. Пересказ русской народной сказки "Репка".
2. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.
3. Рассказ по серии картин "Находчивый котенок".
4. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.
5. Рассказ из личного опыта "Моя любимая игрушка".
6. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.
7. Рассказ на тему и продолжению по данному началу.
8. Цель: выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.
Система оценки выполнения этих заданий представлена нами в виде схемы в таблице 2.
Таблица 2. Схема оценки уровня выполнения заданий
Уровень выполнения задания в баллах. |
Вид задания | |||
1. Пересказ |
2. Рассказ по серии сюжетных картин |
3. Рассказ из личного опыта |
4. Рассказ на тему и продолжение по данному началу | |
4 балла (хороший) |
Пересказ составлен самостоя-тельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются раз-нообразные языковые средства в соответствия с текстом произведе-ния. При пересказе соблюдаются грамматические нормы родного языка |
Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей) * |
Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы зада-ния. Все его фрагменты пре-дставляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грам-матических средств соотв-етствует возрасту. |
Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения. Дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения. Творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных обра-зов. Языковое оформление, в осно-вном, соответствует граммати-ческим нормам. |
3 балла (удовлетворитель-ный) |
Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений. |
Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы" указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание карти-нок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа, изображенному сюжету). Отмечаются неявно выраженные нарушения связн-ости повествования, единичные ошибки в построении фраз. |
Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.). |
Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются неявно выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла. |
2 балла (низкий) |
Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. |
Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск сущ-ественных моментов действия и целых фрагментов, что наруша-ет смысловое соответствие рассказа, изображенному сюже-ту. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках. |
Отсутствуют один или два фрагмента рассказа. Большая его часть пред-ставляет простое перечис-ление предметов и действий (без детализации); отмечает-ся крайняя бедность содержания; резко на-рушена связность повество-вания; грубые лексико-грам-матические недостатки, зат-рудняющие восприятие рас-сказа. |
Рассказ составлен целиком по наво-дящим вопросам; крайне беден по содержанию, схематичен и продо-лжен в соответствии с заданием, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допус-каются грубые смысловые оши-бки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа. |
1 балл Задание не выполнено |
Компетентность как условие развития личности
Компетентность как элемент общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрете ...
Анализ учебной литературы по истории костюма и орнамента
Древнего Египта
Проведенный анализ учебной литературы дает основание сказать - существует большое количество качественной литературы, посвященной Древнему Египту в целом и искусству Древнего Египта в частности. В настоящее время нет недостатка в дополнительной учебной литературе – художественных альбомах, хрестома ...
Развитие связной речи в онтогенезе
В современных исследованиях в области лингвистики, психологии, педагогики выделяется разное количество этапов развития речи детей. Так, А.А. Леонтьев выделил: подготовительный (до 1 года), преддошкольный - этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.