Констатирующий эксперимент и его анализ

Страница 4

Данные нашего исследования показали ограниченность словарного запаса у детей седьмого года жизни с ОНР третьего уровня, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей

предметов, качественные характеристикипредметов (цвет, объем, параметры и др.).

Были выявлены затруднения при выполнении задании на подбор обобщающих слов-понятий

и на определение пространственного расположения предметов.

Пересказ Артема Д.

" Посадил дед репку. Дед тянул-тянул и не вытащилась. Позвал дед бабушку. Бабушка за дедку. Дедка за репку. Вытащили-вытащили, вытащить не можут. Позвала бабушка внучку. Внучка за бабушку…. (перечисляет), тащут, вытащить не можут. Позвала внучка собачку. Собачка за внучку… Вытащить не можут. Собачка кошку позвала. Вот кошка за собачку… Не можут - не можут вытащить. Позвали мышку вытащить. Мышка за кошку, кошка за собачку, собачка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедку. Вытащили и все!" Рассказ Дарины С.

" Дети делают пещеру зимой. Копают пещеру совочком и лопаткой. Девочка катается на каталке с горы. А котенок смотрит.

Котенок совочек нашел. Он придумал: сел на совочек и покатился с горы".

Рассказ Насти П.

"Это собачка. Ее зовут Шарик. Она желтая, мягкая, теплая. Есть глаза, нос, уши. Она лает. Я ее люблю, потому что с ней приятно." Рассказ Миши Д.

"Как-то раз охотник дядя Егор возвращался домой с охоты. Он шел по лесной тропинке, а перед ним бежала собака Дружок. Вдруг…"

"Вдруг встретили зайчика. И взяли его к себе домой. Помыли, покормили, попили. Морковки дали. Потом решили отпустить. Где-нибудь ее зайчиху маму искать. Потом отпустили к маме зайчихе и встречались много дней. "

Так, нами были отмечены следующие особенности выполнения заданий:

ü составление фраз-высказываний дети подменяли простым перечислением изображенных действий;

ü для составления фразы им требовались дополнительные вопросы, указывающие на выполняемое действие.

Характерным было:

ü наличие пауз с поиском нужного слова;

ü пропуски денотатов - значимых смысловых звеньев речевого высказывания, что могло быть связано с нарушением операций смыслового программирования

ü нарушения в грамматическом оформлении высказываний,

ü ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении,

ü нарушения нормативного порядка слов в предложении.

У ряда детей существенные затруднения возникали при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что, на наш взгляд, могло быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Как видно из составленных нами таблиц, у обследованных детей были отмечены:

· отсутствие самостоятельности в составлении рассказов,

· нарушение логической последовательности изложения,

· смысловые пропуски,

· незавершенность фрагментов,

· длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки)

Всё это может свидетельствовать о трудностях в программированиисодержания развернутых монологических высказываний.

Для рассказов, составляемых детьми, в большинстве случаев были характерны нарушения связности

повествования.

Связность повествования, на наш взгляд, была нарушена из-за:

· пропусков моментов действия,

· отсутствия связи между частями рассказа,

· отсутствия смысловой и синтаксической связи между смежными предложениями и др.

При анализе и оценке рассказов детей с недоразвитием речи, было выявлено, что для рассказов детей характерны бедность и однообразиеиспользуемых средств фразовой речи

- короткие фразы, недостаточное употребление осложненных и сложных предложений, и это ограничивало возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.

Итак, чаще всего нами были отмечены ошибки при построении предложений - неправильное оформление связи и пропуски слов, ошибки в употреблении глагольных форм, дублирование элементов фразы и др.; выявлены серьезные недостатки в синтаксической организации высказываний - нарушение синтаксической связи между фразами, прежде всего из-за несоответствия видовременных форм глаголов в следующих друг за другом предложениях, пропуски глаголов-предикатов и др. Часто возникали лексические затруднения, ошибки, связанные со слабостью лексических дифференцировок. В ходе наблюдений за детьми были отмечены особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности и др.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...

Качественное различие инновационного и традиционного обучения
Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание ...

Лингвистические и психологические основы формирования связной речи у дошкольников
Интерес к этой проблеме в последнее время очень возрос. Связано это со становлением особой отрасли языкознания - лингвистики текста, которую определяют как науку о сущности и организации предпосылок и условий человеческой коммуникации. Термин " связная речь" употребляется в нескольких зна ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru