Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Страница 4

Сравнение ответов детей этой группы за персонажей А, Б, “хороший ученик”, “плохой ученик” обнаруживает большую похожесть ответов за персонажей Б и “хороший ученик”. Одновременно выявляется некоторая тенденция соотносить образы А и “плохой ученик”. Характерно, что далеко не все дети из этой группы учатся плохо на самом деле.

По всей видимости, представители этой группы так же, как и первой, сориентированы на высокие достижения, но достигнуть достаточного для них уровня успехов они, по их мнению, не смогли. В результате отношение к себе у детей этой группы характеризуется осознанием того, что они “хуже других”. По всей видимости, в этом случае можно говорить о наличии “комплекса неполноценности” у этих детей [1].

3. Эта группа детей характеризуется “равновесием” в отношении : персонаж А оценивается примерно так же, как и персонаж Б. Но в этой группе можно выделить две подгруппы: часть детей оба персонажа оценивает высоко, а часть — оба средне.

Дети из первой подгруппы считают, что и А, и Б хорошо учатся, хорошо себя ведут, у них преимущественно хорошие отношения с учителем и родителями, сверстники относятся к ним хорошо, будущее у этих детей также благополучное. Сравнивая ответы детей за все четыре персонажа, обнаруживаем, что персонажи А и Б не соотносятся с персонажами “плохой ученик” и “хороший ученик”.

В ответах одного из мальчиков видно стремление отделить школьные успехи отличника от других его свойств: “Отличники могут быть разными. Если он балуется, то у него средние отношения с учителем, если нет, то с учителем все хорошо”.

Дети из этой подгруппы считают, что как между персонажами А и Б, так и между персонажами “хороший ученик” и “плохой ученик” возможны дружеские отношения .

Во второй подгруппе за обоих персонажей даются достаточно благоприятные прогнозы их будущего, между А и Б возможно установление дружеских отношений . Сравнивая ответы детей за всех персонажей — А, Б, “хороший ученик”, “плохой ученик”, — можно заметить, что эти дети также не соотносят персонажи А и Б ни с “хорошим”, ни с “плохим” учеником.

Отношение к себе у детей всей этой группы характеризуется либо как полное принятие себя, эмоционально-положительное отношение к себе, либо как средняя степень принятия себя, при которой не всегда ясно, является ли такое отношение к себе действительно принятием себя или защитным механизмом.

Результаты исследования показали, что существует как минимум 4 формы эмоционально-ценностного отношения к себе:

1. Принятие себя через осознание своего превосходства над сверстниками.

2. Неприятие себя, осознание своей неполноценности, ущербности по сравнению со сверстниками.

3. Принятие себя вне зависимости от своих достижений или неудач в социально значимых сферах, отношение к себе в этом случае не является результатом сравнения себя с другими.

4. Принятие себя как результат подключения защитных механизмом я-концепции.

Чтобы перейти к дальнейшему анализу проблемы необходимо рассмотреть, что же представляют собой духовно-нравственные ценности.

Существует множество определений ценностей как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Понятию «ценность», как составляющего компонента личности, придаётся различное значение в разных психологических школах. В зарубежной психологии представители гуманистического направления и понимающей психологии (Э. Фромм, Э. Шпрангер, А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс) ставят проблемы регулятивной роли высших человеческих ценностно-смысловых образований. Это совпадает с трактовкой данной проблемы в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С. Рубинштейн, Ломов, А.Н. Леонтьев, Ш.А. Надирашвили и др.) как выполняющих функцию регуляторов поведения и проявляющихся во всех областях человеческой деятельности. Ценности - это социальный феномен, который является важным связующим звеном между личностью, её внутренним миром и окружающей действительностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка
В развитии ребёнка раннего возраста ведущая роль принадлежит взрослому. Он обеспечивает все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья малыша. Общаясь с ним он несёт ту информацию которая необходима для развития ума и души ребёнка Во время игры, повседневного общения, совме ...

Методическое использование тестирования В. П. Кузовлевым, Т. Клементьевой, О. В. Афанасьевой. Анализ учебно-методических комплектов
Изучая методическую литературу различных авторов, мы пришли к выводу, что тестированию как методу контроля умений и навыков английского языка уделяется не слишком много внимания. Поэтому для анализа были выбраны УМК трех методистов, которые, судя по их учебникам, придерживаются разных точек зрения ...

Описание компетенции ПКСПП-6
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании (ПКСПП). Компетенция ПКСПП-6 определяется как ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru