Информация о педагогике » Развитие самоценности личности в процессе воспитания младших школьников » Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Педагогическая сущность формирования самоценности в системе духовно – нравственных ценностей человека

Страница 3

После проведения исследования по данной методике ребенку задавались вопросы:

1. Скажи, на кого из твоих одноклассников или других знакомых детей похожи персонаж А и персонаж Б?

2. На кого из двух предложенных портретов детей похож ты сам?

Почти все дети (20 учеников 2-го класса и 16 учеников 3-го класса) ответили на первый вопрос. При ответах на второй вопрос дети преимущественно идентифицируют себя с образом А, в двух случаях испытуемые нашли у себя и черты характера А и черты характера Б, но с преобладанием черт первого, и только в двух случаях дети идентифицировали себя с персонажем Б. Эти результаты подтверждают, что отношение испытуемых к персонажу А есть проекция их отношения к себе .

Далее проводился анализ полученных результатов. В своей методике В.В. Столин и Е.Т. Соколова предлагают выделять в отношении к себе два параметра: а) уважение — неуважение; б) симпатия — антипатия. В полученных нами детских ответах очень трудно отделить эти параметры, т. к . практически всегда описание социально значимых достижений персонажей в ответах испытуемых сливалось с положительным отношением к этим персонажам. Поэтому мы оценивали модальность ответов учащихся, выделяя положительно или отрицательно окрашенные высказывания. Далее оценивались в баллах ответы на каждый вопрос за персонаж А и персонаж Б: 1 — положительная модальность; 0,5 — наличие указаний на хорошее и на плохое; 0 — отрицательная модальность высказывания. Кроме этого, сравнивались прогнозы будущего персонажей А и Б. Последний критерий анализа — оценка отношений между персонажами А и Б.

Была также сделана попытка соотнести между собой персонажи А, Б, “хороший ученик”, “плохой ученик”.

В результате были выделены три группы испытуемых.

1. Испытуемые оценивают персонаж А намного выше, чем персонаж Б. Персонажу А приписывались большие успехи в учебе, у него примерное поведение, хорошие отношения с родителями, учителями и сверстниками, прекрасные перспективы в будущем. У персонажа Б — почти все плохо (иногда все плохо). Он плохо учится, у него много замечаний за поведение; его часто ругают родители и учителя, а если и хвалят, то редко. Отношения со сверстниками могут оцениваться по-разному: иногда плохо, иногда более благоприятно. Некоторые испытуемые из этой группы прогнозируют крайне неблагоприятное будущее персонажа Б: “Все будет плохо: в институте не будет учиться, экзаменов не выдержит. С семьей также плохо, так как она не старается. Может быть, семьи не будет”. Иногда некоторые благоприятные перспективы все же остаются, например: “Будет работать учителем (это плохая работа), но недобросовестно. Нормально будет складываться семейная жизнь”.

Выяснилось также, что почти все дети из этой группы не допускают возможности близких, дружеских отношений между персонажами А и Б. Интересен тот факт, что большинство представителей этой группы — девочки.

При сравнении характеристик персонажей А, Б, “хорошего ученика” и “плохого ученика” у детей этой группы обнаруживается большое сходство образа А и образа “хорошего ученика”, а образ Б в большей мере соотносится с образом “плохого ученика”. Можно предположить, что представители этой группы высоко ориентированы на социальные достижения. А так как в данный момент они, по их мнению, соответствуют высоким социальным стандартам, то и высоко оценивают себя в противовес тем, кто не соответствует этим стандартам и кого они не уважают. Интересно, что в некоторых ответах как за персонаж Б, так и за “плохого ученика” представители этой группы отделяют свое отношение к успехам персонажей в школе от других их характеристик.

2. Группа испытуемых оценивала персонаж А значительно ниже, чем персонаж Б. Персонажу А приписывались низкие успехи в учении, нежелание учиться, плохое поведение. Отношения с друзьями оценивались скорее как благополучные. Прогноз взрослой жизни в отношении этого персонажа чаще считался неблагоприятным. В некоторых ответах указывалось, что возможны два варианта будущего: если этот мальчик или девочка изменится, то все будет хорошо, а если нет, то — плохо. Персонаж Б оценивался намного выше. Для него характерны высокие успехи в учении, хорошее поведение, хорошие отношения с родителями и учителем. Этому персонажу приписывалась привлекательность в глазах сверстников: ”Все хотят с ней дружить”, “Ее любят одноклассники, так как она хорошо учится”, но в то же время и некоторая отстраненность от них: “Играет с одноклассниками, если они этого очень хотят: он не хочет терять друзей. У него немного друзей, только хорошие”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Драматизация на уроках литературного чтения как фактор развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников
В данной главе нам предстоит дать характеристику программе опытного обучения, в качестве которой выбрана программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Объект характеристики – книги для чтения «В океане света» (1 и 2 часть) для 4 класса. Целью программы является не только совершенствовать навыки чтения и а ...

Сравнительно-сопоставительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов
После коррекционного этапа нами была повторна проведена диагностика по тем же методикам. Для диагностики мы выделили исследование: схематического мышления посредством теста Когана; логичности мышления посредством методик, исследующих: способность обобщать – «Обобщение понятий», способность классифи ...

Значение театрализованной игры в жизни ребёнка
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это нгры-представления, в кот ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru