Процесс реформирования образования, охвативший весь мир, начиная с 70-х гг. ХХ в., не мог не затронуть и американскую общеобразовательную школу. Решались вопросы как управления образованием (создание национальных стандартов), так и не по положительных нравственных качеств, в связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания образования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам.
В США, в отличие от многих европейских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система. Например, американцам принадлежит приоритет в становлении массовой ("всеохватывающей") средней школы, внутри которой учащиеся распределялись на разные учебные потоки, но в организационном отношении она была единой.
Однако самое важное отличие американской системы образования, которое граждане этой страны не без гордости считают своим завоеванием, — это ее децентрализация, принцип, положенный в основу управления этой важной социальной сферой и исторически связанный с другим демократическим завоеванием американского народа — развитием федерализма, основанного на значительной самостоятельности штатов. Такой подход к управлению образованием позволил создать уникальную политико-правовую схему взаимосвязей между центром, штатом и местной властью, причем отношения между двумя последними уровнями в каждом штате имеют свои особенности, определяемые во многом местными обычаями, традициями, историей. Таким образом, принцип разнообразия (плюрализма) как один из основополагающих присутствует при решении всех вопросов в области образования — начиная с законодательства и кончая сроками обязательного обучения, учебными планами и программами.
Образование в США изначально считалось сферой компетенции штата либо местных органов власти. До сих пор существует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них — свой орган управления образованием, свое законодательство, суперинтендант), к тому же есть различия и внутри штата между отдельными округами: именно им делегированы основные полномочия по практическому управлению школьными округами. На территории США действует около 15 тыс. школьных округов, каждый из которых отличается целями и философией образования.
Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социального благополучия американского народа, что закрепляется Конституцией США. Справедливости ради необходимо добавить, что образование всегда рассматривалось и рассматривается как высший приоритет федерального правительства: США являются одной из передовых стран по уровню финансирования государственных школ и школьных программ. В 1974 г. было создано федеральное Министерство образования, на которое возлагалась ответственность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фонда и т.п.
Большое внимание образованию уделялось со стороны президентов США: его проблемы всегда занимали существенное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Дж. Буш делали ставку на повышение качества образования; Б.Клинтон в этом вопросе пошел дальше: при нем была предпринята попытка унифицировать учебную программу путем введения национальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен растущей в обществе озабоченностью, а отношении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогических кадров.
Этапы становления и характерные особенности и педагогико-риторического
идеала
В основу теории общей и педагогической современной риторики была положена система общериторических систем и понятий, где ключевое положение принадлежит категории риторического идеала. Сущность античного представления о прекрасном выражена понятием гармония, которое, в частности, определяет и черты ...
Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики
Составляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремит ...
Подходы к обучению грамматике
Первые сведения об изучении иностранных языков относятся к достаточно отдаленным временам: в эпоху расцвета культуры в Сирии, древнем Египте, Греции, Риме иностранные языки имели практическое и общеобразовательное значение в силу оживленных торговых и культурных связей между этими странами. Их роль ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.