Процесс реформирования образования, охвативший весь мир, начиная с 70-х гг. ХХ в., не мог не затронуть и американскую общеобразовательную школу. Решались вопросы как управления образованием (создание национальных стандартов), так и не по положительных нравственных качеств, в связи с этим были созданы национальные комиссии по пересмотру содержания образования по циклам учебных дисциплин и по отдельным предметам.
В США, в отличие от многих европейских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система. Например, американцам принадлежит приоритет в становлении массовой ("всеохватывающей") средней школы, внутри которой учащиеся распределялись на разные учебные потоки, но в организационном отношении она была единой.
Однако самое важное отличие американской системы образования, которое граждане этой страны не без гордости считают своим завоеванием, — это ее децентрализация, принцип, положенный в основу управления этой важной социальной сферой и исторически связанный с другим демократическим завоеванием американского народа — развитием федерализма, основанного на значительной самостоятельности штатов. Такой подход к управлению образованием позволил создать уникальную политико-правовую схему взаимосвязей между центром, штатом и местной властью, причем отношения между двумя последними уровнями в каждом штате имеют свои особенности, определяемые во многом местными обычаями, традициями, историей. Таким образом, принцип разнообразия (плюрализма) как один из основополагающих присутствует при решении всех вопросов в области образования — начиная с законодательства и кончая сроками обязательного обучения, учебными планами и программами.
Образование в США изначально считалось сферой компетенции штата либо местных органов власти. До сих пор существует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них — свой орган управления образованием, свое законодательство, суперинтендант), к тому же есть различия и внутри штата между отдельными округами: именно им делегированы основные полномочия по практическому управлению школьными округами. На территории США действует около 15 тыс. школьных округов, каждый из которых отличается целями и философией образования.
Компетенция федерального правительства ограничена вопросами финансирования образования как важной сферы социального благополучия американского народа, что закрепляется Конституцией США. Справедливости ради необходимо добавить, что образование всегда рассматривалось и рассматривается как высший приоритет федерального правительства: США являются одной из передовых стран по уровню финансирования государственных школ и школьных программ. В 1974 г. было создано федеральное Министерство образования, на которое возлагалась ответственность за проведение общей политики на федеральном уровне в плане продвижения образовательных программ, фонда и т.п.
Большое внимание образованию уделялось со стороны президентов США: его проблемы всегда занимали существенное место, как в предвыборных программах, так и в текущей политике. Так, Р.Рейган и Дж. Буш делали ставку на повышение качества образования; Б.Клинтон в этом вопросе пошел дальше: при нем была предпринята попытка унифицировать учебную программу путем введения национальных стандартов по всем предметам средней школы. Такой поворот в политике федеральной власти был обусловлен растущей в обществе озабоченностью, а отношении снижения результатов национальных тестов и качества подготовки педагогических кадров.
Педагогия домонгольского периода
Характер образования - религиозно-церковный - в данный период определялся обстоятельствами зарождения у нас грамотности и государственности вообще: начало последней совпадает с принятием нами христианства и элементов грамотности. Вместе с принятием христианства к нам пришла из Византии и азбука, из ...
Программа исследования
Цель данного исследования – выявление уровня математической готовности к обучению в школе у современных старших дошкольников двух групп – целенаправленно занимавшихся до этого элементарной математикой и не принимавшие участия в подобных программах. Задачи: - сформировать и мотивировать к участию в ...
Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.