Признавая важность и актуальность проблемы воспитания достойных граждан, американские педагоги подходят к социальным дисциплинам не как к самоцели, а как к пути вхождения учащихся в общественную жизнь. Например, школы Калифорнии выбрали историю в качестве основного курса в цикле социальных дисциплин. Но при этом обучение тесно связывается с подбором современного материала и актуальных проблем для обсуждения. Если обязательным предметом становится этнография, то на уроках широко представлены различные аспекты культурных и исторических особенностей народов, населяющих США.
Преподавание граждановедческих дисциплин нацелено на "осознание социальных причин, последствий и отношений как необходимый атрибут социальной компетентности" [3]. Акцент переносится с механического запоминания и заучивания фактов на понимание и установление связей событий и явлений. Это требует проведения анализа и исследования проблем, которые выходят за рамки лекционной методики и предполагают активизацию познавательной деятельности учащихся.
Однако Дж. Зевин отмечает в качестве тревожного симптома, что "курсы социальных дисциплин практически не оказывают никакого влияния на позицию учащихся". Это объясняется традиционной нейтральностью школы, "которая стремится избежать крайностей или четко выраженного отношения к общественным проблемам" [4]. Существует негласное требование давать учащимся знания в объективной и нейтральной форме.
Американские педагоги большое внимание уделяют развитию междисциплинарных связей. Традиционное разделение образования на отдельные предметы (или программы обучения) приводит к фраг-ментаризации учебного опыта учащихся, при этом утрачивается понимание глобальных взаимосвязей между различными учебными областями и методами их изучения. При таком подходе в центр процесса обучения ставится сам предмет, а не потребности и интересы учащихся. Междисциплинарный подход дает возможность избежать подобной ситуации.
Межпредметные связи могут быть представлены теориями, умениями, общими идеями, которые составляют ядро социальных наук. На уроках обществоведения можно обсуждать вопросы политики, на уроках литературы — анализировать этические или личностные проблемы, на уроках биологии или физики — подробно рассматривать экологическую тематику. В результате происходит взаимное обогащение предметов идеями и методическими приемами. На основе социальных и гуманитарных дисциплин возможно создание интегративных курсов (например, "Война и образование"). Междисциплинарный подход представляет собой наиболее эффективный путь обучения гражданским навыкам, критическому мышлению, принятию решений, работе в команде, сотрудничеству и т.д.
Важной вехой в развитии гражданского образования в США стало принятие национальных стандартов по граждановедению и государственному устройству, разработанных Центром гражданского образования при поддержке Департамента образования США [5]. Они не являются обязательными, но служат в качестве рекомендаций для создания учебных программ на местах, что вполне согласуется с американской традицией децентрализации образовательной сферы.
В документе указано, что учащимся следует знать и уметь в области граждановедения и государственного устройства по окончании той или иной ступени обучения (IV, VIII и XII классы средней общеобразовательной школы) [6]. Стандарты включают в себя также вопросы и темы из других социальных и гуманитарных дисциплин — истории, литературы, географии, экономики. Кроме того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, учащиеся должны иметь практический опыт социальных отношений внутри класса, в школе, в общине, который направлен на воспитание необходимых навыков гражданского участия. Практическое назначение этого документа заключается, прежде всего, в том, чтобы быть важным дополнительным ресурсом для разработки учебников, программ, систем оценок и т.д. Стандарты предусматривают развитие: умения мыслить, выражать свое мнение, анализировать, подводить итоги с помощью различных форм совместной работы, моделирования, ролевых игр, дискуссий, индивидуальных и групповых проектов. Эти методы обучения не только повышают интерес к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение его содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям.
Создание системы работы по обучению составления и решения арифметических
задач детей с ОНР
Цель: Создание условий для обучения решению арифметических задач детей с ОНР. Задачи: 1. Разработать систему занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР решению арифметических задач. 2. Составление и использование конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеяте ...
Виды лабораторных работ, их классификация
Как было сказано во втором параграфе, лабораторная работа по математике: является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов и других технических средств и материалов; относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетани ...
Понятие знаний, их классификация, характеристика
Человечество накопило огромное количество знаний. Чтобы получить все знания необходимо несколько сотен лет. Но нет необходимости получать все знания, поскольку для человека необходимы только некоторые. Как выяснить какие знания важны, а какие нет? Основу знаний закладывают в школе, где есть образов ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.