Основные задачи модернизации российского образования: увеличение его доступности, качества и эффективности - предполагают внушительное обновление содержания образования, приведения его в соответствие с запросами времени и задачами развития страны. В условиях социально-политических и экономических преобразований, которые происходят в Российской Федерации, во всех институтах общества, в том числе и в системе среднего образования. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста. Правильный учет разносторонних интересов учащихся, их индивидуальных способностей, эффективное разрешение возникающих противоречий в процессе обучения, способствуют повышению уровня мотивации, самостоятельной познавательной деятельности, формированию комплекса устойчивых интересов. Модернизация среднего и высшего профессионального образования рассматривалась как один из важных вопросов образовательной политики. В связи со слабо регулируемым ростом приема в вузы во многих регионах наблюдалось перепроизводство специалистов с высшим образованием при одновременной нехватке квалифицированных рабочих кадров. В связи с этим среди всех уровней профессионального образования приоритет отдавался начальному профессиональному образованию. Интенсивное развитие производства, активное внедрение новых информационных технологий потребовало обновления модулей профессиональной подготовки рабочих. Была осознана необходимость внедрения нового поколения стандартов среднего профессионального образования, которые должны состыковываться с программами высшего образования и соответствовать потребностям заказчики и работодателей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2002г. была начата разработка новой системы финансирования высшего образования па основе Государственных именных финансовых обязательств. Эта система направлена па поддержку вузов, выпускники которых востребованы на рынке труда; па подведение реальной нормативно-правовой базы под платное образование.
В июне 2002г. было принято дополнение к Закону Российской Федерации "Об образовании", согласно которому легализуется целевой прием в высшие учебные заведения. На основании этого документа вузам утверждается план целевого приема (квота мест в рамках бюджетного приема по специальностям), они получают возможность заключать трехсторонние договоры о целевом приеме па выделяемые киоты мест с администрациями субъектов РФ или администрациями районов, муниципалитетов и абитуриентами. Договоры предусматривают 3—5-летний срок обязательной работы выпускника по направлению администраций. Нарушение условий договора с его стороны повлечет за собой необходимость возвращения государству стоимости обучения.
Для преодоления дисбаланса между предлагаемыми вузами специальностями и реальным положением на рынке труда было предусмотрено введение конкурсного распределения государственного задания (фактически - бюджетных планов приема) между вузами: большее количество мест должно доставаться высшим учебным заведениям, имеющим лучшее материальное, учебно-научное и кадровое обеспечение подготовки по данной специальности. Практическая реализация конкурсного распределения должна идти по федерально-региональному принципу учетом потребностей и возможностей, как регионов, так и вузов данного региона. Задача расширения доступности высшего образования определила комплекс мер по ее решению: введение социальных стипендий студентам из малообеспеченных семей; использование государственных кредитов, создание структур по обеспечению трудоустройства выпускников.
Актуальность данного исследования непосредственно связана с решением основных задач модернизации образования, повышения его качества на основе теории личностно – ориентированного обучения, определения вариативных подходов к созданию у учащихся познавательного интереса к истории России, воспитания у учеников уважения и любви к своей истории. Умения грамотно выражать свои мысли.
Цель исследования: обобщить и обосновать эффективную методическую систему развития модернизации образовательных систем в России и заграницей (США, Голландия, Кипр) в конце ХХ начало ХХI вв., в сравнение процессов модернизации образования в отдельных странах.
В ходе исследования проверялась гипотеза: прогресса инновационных технологий развития российской системы образования и "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" которая была разработана по поручению Президента Российской Федерации В.В, Путина, рассмотрена Государственным Советом Российской Федерации, рассмотрена и утверждена Правительством России, Показательной для понимания сущности этого периода развития системы образования является позиция президента РФ, высказанная им в "Послании Федеральному Собранию Российской Федерации": "Одной из сфер, где следует расширять действие экономических механизмов, является образование. Считаю, что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий это не просто социальная сфера, это — вложение средств в будущее страны, в котором должны участвовать и компании, и общественные организации, и граждане — все, без исключения, кто заинтересован в качественном образовании наших детей.
Проблема исследования: В чем особенность организации и освоения принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве.
Объект исследования: процесс изучения образовательной системы Российской Федерации.
Предмет исследования: процесс изучения образовательной системы Российской Федерации в ходе сравнения и анализа различных зарубежных государств. .
Задачи исследования:
1). Рассмотрен понятийный аппарат современной педагогике;
2). Проанализировано развитие новой модели образовательного учреждения как единого образовательного пространства;
3). Определены ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования;
4). Выявлены особенности реформирования образования США в 70-е г. ХХ века;
5). Показаны особенности современной голландской средней школы
6) Раскрыта система народного образования на Кипре
7) Выявлены возможности Болонской системы в Российской федерации и странах Западной Европы.
Практическая значимость исследования определяется разработкой рекомендаций освоения принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве, а также особенности данного процесса в свете обеспечения качества образования.
Положения, выносимые на защиту:
- Для обеспечения "гармонизации" системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
- Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".
Проблемы обеспечения качества подготовки
В настоящем небольшом подразделе кратко подведены итоги обсуждения, предпринятого в предыдущем подразделе, под углом зрения обеспечения качества учебного процесса и его результатов. Все меры, предполагаемые Болонским процессом, своей сверхзадачей имеют именно повышение качества подготовки, должны в ...
Педагогические особенности формирования технических
знаний на уроках технологии
Как известно, обучение складывается из двух взаимосвязанных процессов: учения (деятельности учащихся) и преподавания (деятельности учителя). При этом деятельность учащихся и деятельность учителя тесно взаимосвязаны между собой, так как на уроке процессы учения и преподавания неразделимы. Однако спо ...
Уровни восприятия литературного
произведения
По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы. Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.