Основные типологии прозвищ

Страница 1

До сих пор отсутствует единая типология прозвищ.

Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в основном, из древнерусских рукописей, договорных грамот В.К. Чичагов [20: 26] среди прозвищ различает следующие:

1) индивидуальные;

2) групповые;

3) профессиональные;

4) возрастные;

5) территориальные;

6) социально-групповые.

В большинстве классификаций обязательно будут представлены индивидуальные и групповые прозвища, в частности - территориальные. При этом, очень много работ посвящено классификации прозвищ на материале какой-нибудь одной территории: Тагунова В.И. [17: 43], Карташева И.Ю. [10: 14], Линдеман И.К. [14: 63], Беланжес В.В. [2: 29] и др. Т.В. Банвалова [1: 27] выделяет прозвища с немотивированным (те, которые утратили внутреннюю форму, чему способствовало исчезновение из словарного состава местных говоров та ассоциация, которая служила основой для возникновения и функционирования прозвища) и мотивированным значениями. Причем последние внутри себя делятся на те, которые прямо и непосредственно характеризуют человека и те, которые характеризуют человека, благодаря переносному значению. Карташева И.Ю. [10: 25] отмечает, что у всех классификаций есть существенный недостаток - "они не учитывают художественный характер прозвищ, их способность менять в процессе бытования не только смысл, но и словесное оформление". Она предлагает следующее разделение прозвищ:

1) Прозвища с факультативной образностью (вне фольклорного контекста они выступают как экспрессивно и образно нейтральные констататоры фактов, в фольклорном контексте они приобретают образность). Например, "казарменные", "каменщики" - прозвища жителей разных мест;

2) Прозвища с имплицитной (т.е. подразумеваемой) образностью (в них формируется не только на основе контекста, но и в связи с лексическим значением, экспрессивно эмоциональной окраской составляющих их слов). Например, "Селедка" - прозвище худой женщины, "Стальная душа" - прозвища заводчиков в Туле;

3) Прозвища с эксплицитной образностью (т.е. определенно выраженной), общий признак - двуплановость. Стык двух значений непосредственно реализуется в тексте прозвищ. Например, "Ваня-Носик" - прозвище маленького старика с большим и загнутым кверху носом;

4) Прозвища с динамической образностью. В них образ разворачивается в тексте.

Оценочная сторона прозвищ в силу более сложной структуры обладает большим смыслом, а само прозвище приближается к поговорке. Например, "Лысковцы - народ честный, если не вор, то мошенник". Хотя большинство работ, описывающих прозвищный материал, посвящены в основном индивидуальным прозвищам, однако есть несколько исследований, которые анализируют именно коллективные. Так, Ю.Б. Воронцова [3: 33] говорит о том, что уже Д.С. Зеленин [9: 36] выделял коллективные прозвища и рассматривал их одновременно как явление языка, этнографии и фольклора и отмечал, что они интересны с исторической и с психологической точек зрения. Сама Ю.Б. Воронцова следующим образом определяет коллективные прозвища - "именования жителей какого-либо населенного пункта и региона, выполняющие характеризующую функцию" [4: 39]. К коллективным прозвищам можно отнести и территориальные. А.Ф. Журавлев [6: 31] территориальные прозвища называл регионально-групповыми и отмечал тот факт, что как и у человека, кроме официальных имени и фамилии, записанных в паспорте, есть неофициальное - прозвище. Так же и у жителей различных мест, "наряду с точными, "паспортными" названиями, типа москвичи, могут существовать и "неофициальные" названия. Это тоже прозвища, но давались они не одному человеку, а населению целой деревни" [4: 64]. Однако большинство работ посвящено, как уже отмечалось, именно индивидуальным прозвищам или оценочно-характеристическим. З.П. Никулина: "Это основная группа в прозвищном ономастиконе любого говора". С.Г. Крыжановская [12: 100] отмечала, что "прозвища связаны с индивидуальными качествами людей". Существует очень много признаков (индивидуальных качеств), по которым человека прозывают, и исследователи по-разному классифицируют эти признаки. Однако основными, выделяемые большинством исследователей, являются: внешность, род деятельности, прозвища, образованные от имени или фамилии, место жительства. При формировании имени и отчества в 16-18 веках использовалась определенная модель. Например, Григорий Никитин сын Данилова: Григорий - личное имя, Никитин - патроним, то есть имянаречение отца. Причем В.К. Чичагов отмечает, что отчество или патроним исторически был двух типов:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Использование проектной методики в обучении иностранному языку
Анализируя вышесказанное в главе№2, определим основные принципы использования проектного обучения на старшей ступени средней общеобразовательной школы в рамках собственно-методических принципов обучения ИЯ. 1.Принцип коммуникативности. Данный принцип обусловливает всю учебно-познавательную деятельн ...

Игра как вид обучающей деятельности. Функции игровой деятельности
«Вся наша жизнь – игра». Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. Через игру мы учимся выполнять какие-то жизненно важные действия, запоминаем правила поведения в различных бытовых си ...

Педагогические условия, направленные на формирование технических умений в процессе продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста
Определение условий эффективной организации художественно – творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывает интерес исследователей. Само понятие «условия» определяется как обстоятельство, от которого что-нибудь зависит [19, 729]. Большинство исследователей, такие как В.И ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru