Основные типологии прозвищ

Страница 1

До сих пор отсутствует единая типология прозвищ.

Классификация А.М. Селищева активно использовалась в работах более позднего периода, посвященных той же проблеме. Именно от этой работы часто отталкиваются исследователи, представляя свои группы прозвищ. В основе классификации материал, взятый, в основном, из древнерусских рукописей, договорных грамот В.К. Чичагов [20: 26] среди прозвищ различает следующие:

1) индивидуальные;

2) групповые;

3) профессиональные;

4) возрастные;

5) территориальные;

6) социально-групповые.

В большинстве классификаций обязательно будут представлены индивидуальные и групповые прозвища, в частности - территориальные. При этом, очень много работ посвящено классификации прозвищ на материале какой-нибудь одной территории: Тагунова В.И. [17: 43], Карташева И.Ю. [10: 14], Линдеман И.К. [14: 63], Беланжес В.В. [2: 29] и др. Т.В. Банвалова [1: 27] выделяет прозвища с немотивированным (те, которые утратили внутреннюю форму, чему способствовало исчезновение из словарного состава местных говоров та ассоциация, которая служила основой для возникновения и функционирования прозвища) и мотивированным значениями. Причем последние внутри себя делятся на те, которые прямо и непосредственно характеризуют человека и те, которые характеризуют человека, благодаря переносному значению. Карташева И.Ю. [10: 25] отмечает, что у всех классификаций есть существенный недостаток - "они не учитывают художественный характер прозвищ, их способность менять в процессе бытования не только смысл, но и словесное оформление". Она предлагает следующее разделение прозвищ:

1) Прозвища с факультативной образностью (вне фольклорного контекста они выступают как экспрессивно и образно нейтральные констататоры фактов, в фольклорном контексте они приобретают образность). Например, "казарменные", "каменщики" - прозвища жителей разных мест;

2) Прозвища с имплицитной (т.е. подразумеваемой) образностью (в них формируется не только на основе контекста, но и в связи с лексическим значением, экспрессивно эмоциональной окраской составляющих их слов). Например, "Селедка" - прозвище худой женщины, "Стальная душа" - прозвища заводчиков в Туле;

3) Прозвища с эксплицитной образностью (т.е. определенно выраженной), общий признак - двуплановость. Стык двух значений непосредственно реализуется в тексте прозвищ. Например, "Ваня-Носик" - прозвище маленького старика с большим и загнутым кверху носом;

4) Прозвища с динамической образностью. В них образ разворачивается в тексте.

Оценочная сторона прозвищ в силу более сложной структуры обладает большим смыслом, а само прозвище приближается к поговорке. Например, "Лысковцы - народ честный, если не вор, то мошенник". Хотя большинство работ, описывающих прозвищный материал, посвящены в основном индивидуальным прозвищам, однако есть несколько исследований, которые анализируют именно коллективные. Так, Ю.Б. Воронцова [3: 33] говорит о том, что уже Д.С. Зеленин [9: 36] выделял коллективные прозвища и рассматривал их одновременно как явление языка, этнографии и фольклора и отмечал, что они интересны с исторической и с психологической точек зрения. Сама Ю.Б. Воронцова следующим образом определяет коллективные прозвища - "именования жителей какого-либо населенного пункта и региона, выполняющие характеризующую функцию" [4: 39]. К коллективным прозвищам можно отнести и территориальные. А.Ф. Журавлев [6: 31] территориальные прозвища называл регионально-групповыми и отмечал тот факт, что как и у человека, кроме официальных имени и фамилии, записанных в паспорте, есть неофициальное - прозвище. Так же и у жителей различных мест, "наряду с точными, "паспортными" названиями, типа москвичи, могут существовать и "неофициальные" названия. Это тоже прозвища, но давались они не одному человеку, а населению целой деревни" [4: 64]. Однако большинство работ посвящено, как уже отмечалось, именно индивидуальным прозвищам или оценочно-характеристическим. З.П. Никулина: "Это основная группа в прозвищном ономастиконе любого говора". С.Г. Крыжановская [12: 100] отмечала, что "прозвища связаны с индивидуальными качествами людей". Существует очень много признаков (индивидуальных качеств), по которым человека прозывают, и исследователи по-разному классифицируют эти признаки. Однако основными, выделяемые большинством исследователей, являются: внешность, род деятельности, прозвища, образованные от имени или фамилии, место жительства. При формировании имени и отчества в 16-18 веках использовалась определенная модель. Например, Григорий Никитин сын Данилова: Григорий - личное имя, Никитин - патроним, то есть имянаречение отца. Причем В.К. Чичагов отмечает, что отчество или патроним исторически был двух типов:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Профилактика наркомании и пропаганда здорового образа жизни
Профилактические занятия с использованием активных методов профилактического обучения являются одним из эффективных способов снятия напряжения у детей и подростков из социально-неблагополучных семей, которые дают им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный сти ...

Школы ФРГ
В Федеративной Республике Германии организация народного образования находится в ведении отдельных земель (всего 10 земель). На каждой из этих территорий создано министерство, ведающее вопросами культуры, просвещения, вероисповеданий. На правах общефедеративного органа действует Постоянная конферен ...

Лабораторная работа как средство обучения
Метод обучения – это способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников в ходе обучения [17]. В педагогической деятельности многих поколений накоплено и продолжает пополняться большое число приемов и методов обучения. Для их осм ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru