Информация о педагогике » Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция » Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования

Ценностные и смысловые ориентиры и стратегические направления развития российского образования

Страница 1

В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и опреде­ления перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной миссии школы как народной, общественно-государственной, как хранительницы культурной традиции.Благодаря историко-педагогическим исследованиям были выявлены особенности демократического устройства школы и условия ее развития как фактора демо­кратизации общества. Особенно плодотворным стало изучение истории школы, основан­ной на идеях демократии и общественного самоуправления. Теоретические исследования способствовали научному осмыслению феномена школы в системе современного российского образования, позволили рас­смотреть ее в качестве развивающейся образовательной среды, находящейся в многообразных отношениях с социумом, выявить принципы ее вариатив­ной организации в условиях дифференци­рованной социально-культурной и этнокультур­ной среды, поставить проблему националь­ного своеобразия российской школы (Д.М.Вердиев, Г.Н.Волков, М.П.Гу­рьянова, Г.Ф.Суворова, В.К.Шаповалов, А.М. Цирюльников и др.). Исследователями установлено, что в социуме школа играет и значимую роль в жизни индивидуума, его семьи, сообщества. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется мно­гими факторами: экономическими социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе с людьми специалистов); образо­вательными культурными, нравственными (духовный очаг жизни), Однако нельзя не отметить, что назван­ные особенности школы чаще понимаются лишь как потенциальные про­образы ее развития, требующие для реализации целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, собственных инновационных усилий учительства. Перспективы государственной поддержки образования выражены в документах феде­рального значения, определяющих главные направления его развития на ближайшие 10—15 лет наступившего века: "Нацио­нальной доктрине развития образования в Российской Федерации", "Федеральной программе развития образования в России на 2000—2005 гг.", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." С помощью данных нормативных документов проектируется улуч­шение дел в сфере образования на осно­ве осуществления реформ, финансово-эко­номической поддержки образования, укреп­ления единого образовательного простран­ства России, модернизации и повышения качества образования, перехода к государ­ственно-общественным формам управления образованием в регионах, более эффективного сочетания социального заказа с удо­влетворением интересов и потребностей личности.

Система мер, которая предлагается в официальных документах для поддержки и развития школы, достаточно общеизвестна и не содержит каких-либо кардинальных изменений: оптимизация сети, повышение качества образовательно­го процесса, подготовка педагогических кадров, открытие интернатов и некоторые другие. Концептуального обновления стратегии раз­вития в современных условиях документы не предлагают. Из этого следует, что теоретико-методологическое обоснование стратегических путей развития школы — актуальная и еще не решенная проблема.

Однако в современной научно-педагогической литературе пока нет исследований, а которых давалось бы целостное, системное представление о школе как о развивающемся культурно-историческом феномене, претерпевшем, а продолжающем претерпевать существенные изменения. На фоне этих изменений особенно важно выявить то, что всегда было присуще школе как уникальному образовательному учреждению России, — ее духовные, философско-педагогические основания, которые и сегодня должны стать ценностно-смысловыми ориентирами ее развития.

Осуждение поставленной проблемы включает несколько взаимосвязанных аспектов, первый из которых выявление философских, второй научно-педагогических, третьей в стратегических (практических) оснований развития школы в пространстве и историческом времени российского образования. Изучение феномена школы необходимо осуществлять в контексте в развития Российского государства, его культуры и истории. Исторический процесс становления и развития народной школы в России со­провождался поиском "самобытного" про­свещения и общечеловеческих основ вос­питания. Все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социально-культурного института может быть сведено к двум, исторически и онтологически связан­ным, — западническому и славянофиль­скому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских ре­форм, когда философско-педагогическая мысль русского общества предприняла по­пытку определить место российской исто­рии во всемирной. Таким образом, пара­дигма "Россия как самобытная цивилиза­ция — Россия как часть мировой культу­ры" позволяет рассмотреть философские и психолого-педагогические основания ста­новления отечественного образования в контексте диалога "западников" и "славя­нофилов", определив при этом ценностно-смысловые ориентиры развития российско­го образования в целом и шко­лы в частности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Рекомендации инженерно-педагогическим работникам для более эффективной организации ученического самоуправления
На основании результатов социометрической методики, которая была проведена в группе учащихся, следует сформулировать рекомендации инженерно-педагогическим работникам, направленные на последовательную и эффективную организацию ученического самоуправления. В начале, приступая к формированию учебного ...

Стадии технологии культурологической драматизации
Преемственный процесс культурологической драматизации в младшей, средней и высшей школах условно делится на три стадии: 1. Первая стадия (с 1 по 6 класс средней школы). Драматизационное погружение в этнос и фольклор. Начальный этап формирования и освоения полиязыкового культурно-образовательного пр ...

Основные виды родительского авторитета и их характеристика
Существуют много видов родительского авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета хотя и не самый вредный. Б ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru