В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной миссии школы как народной, общественно-государственной, как хранительницы культурной традиции.Благодаря историко-педагогическим исследованиям были выявлены особенности демократического устройства школы и условия ее развития как фактора демократизации общества. Особенно плодотворным стало изучение истории школы, основанной на идеях демократии и общественного самоуправления. Теоретические исследования способствовали научному осмыслению феномена школы в системе современного российского образования, позволили рассмотреть ее в качестве развивающейся образовательной среды, находящейся в многообразных отношениях с социумом, выявить принципы ее вариативной организации в условиях дифференцированной социально-культурной и этнокультурной среды, поставить проблему национального своеобразия российской школы (Д.М.Вердиев, Г.Н.Волков, М.П.Гурьянова, Г.Ф.Суворова, В.К.Шаповалов, А.М. Цирюльников и др.). Исследователями установлено, что в социуме школа играет и значимую роль в жизни индивидуума, его семьи, сообщества. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется многими факторами: экономическими социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе с людьми специалистов); образовательными культурными, нравственными (духовный очаг жизни), Однако нельзя не отметить, что названные особенности школы чаще понимаются лишь как потенциальные прообразы ее развития, требующие для реализации целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, собственных инновационных усилий учительства. Перспективы государственной поддержки образования выражены в документах федерального значения, определяющих главные направления его развития на ближайшие 10—15 лет наступившего века: "Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации", "Федеральной программе развития образования в России на 2000—2005 гг.", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." С помощью данных нормативных документов проектируется улучшение дел в сфере образования на основе осуществления реформ, финансово-экономической поддержки образования, укрепления единого образовательного пространства России, модернизации и повышения качества образования, перехода к государственно-общественным формам управления образованием в регионах, более эффективного сочетания социального заказа с удовлетворением интересов и потребностей личности.
Система мер, которая предлагается в официальных документах для поддержки и развития школы, достаточно общеизвестна и не содержит каких-либо кардинальных изменений: оптимизация сети, повышение качества образовательного процесса, подготовка педагогических кадров, открытие интернатов и некоторые другие. Концептуального обновления стратегии развития в современных условиях документы не предлагают. Из этого следует, что теоретико-методологическое обоснование стратегических путей развития школы — актуальная и еще не решенная проблема.
Однако в современной научно-педагогической литературе пока нет исследований, а которых давалось бы целостное, системное представление о школе как о развивающемся культурно-историческом феномене, претерпевшем, а продолжающем претерпевать существенные изменения. На фоне этих изменений особенно важно выявить то, что всегда было присуще школе как уникальному образовательному учреждению России, — ее духовные, философско-педагогические основания, которые и сегодня должны стать ценностно-смысловыми ориентирами ее развития.
Осуждение поставленной проблемы включает несколько взаимосвязанных аспектов, первый из которых выявление философских, второй научно-педагогических, третьей в стратегических (практических) оснований развития школы в пространстве и историческом времени российского образования. Изучение феномена школы необходимо осуществлять в контексте в развития Российского государства, его культуры и истории. Исторический процесс становления и развития народной школы в России сопровождался поиском "самобытного" просвещения и общечеловеческих основ воспитания. Все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социально-культурного института может быть сведено к двум, исторически и онтологически связанным, — западническому и славянофильскому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских реформ, когда философско-педагогическая мысль русского общества предприняла попытку определить место российской истории во всемирной. Таким образом, парадигма "Россия как самобытная цивилизация — Россия как часть мировой культуры" позволяет рассмотреть философские и психолого-педагогические основания становления отечественного образования в контексте диалога "западников" и "славянофилов", определив при этом ценностно-смысловые ориентиры развития российского образования в целом и школы в частности.
Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» либо
интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается более сложным для обучающихся. Дело в том, что учащиеся, не владея нужным языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу несформированности речевых умений еще не могут воспользоваться языком как средством общени ...
Педагогика как искусство
Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства" . Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога. В е ...
Особенности понимания малых фольклорных форм первоклассниками
Известно, что дошкольники испытывают затруднения в понимании и интерпретировании значения пословиц и поговорок. Это подчеркивается и в исследованиях Н. Гавриш. Некоторые дети могут лишь рассказывать, о ком идет речь, например: «Это про Ваню» («Бедному Ванюшке везде камушки»), «Про Емелю, он медленн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.