В конце XX в.в. период реформирования образования педагогическая наука взяла на себя задачу возрождения школы как социально-культурного института и определения перспектив ее развития. В 90-е гг. правительство развернуло исследования, направленные на выявление культурно-образовательной и социальной миссии школы как народной, общественно-государственной, как хранительницы культурной традиции.Благодаря историко-педагогическим исследованиям были выявлены особенности демократического устройства школы и условия ее развития как фактора демократизации общества. Особенно плодотворным стало изучение истории школы, основанной на идеях демократии и общественного самоуправления. Теоретические исследования способствовали научному осмыслению феномена школы в системе современного российского образования, позволили рассмотреть ее в качестве развивающейся образовательной среды, находящейся в многообразных отношениях с социумом, выявить принципы ее вариативной организации в условиях дифференцированной социально-культурной и этнокультурной среды, поставить проблему национального своеобразия российской школы (Д.М.Вердиев, Г.Н.Волков, М.П.Гурьянова, Г.Ф.Суворова, В.К.Шаповалов, А.М. Цирюльников и др.). Исследователями установлено, что в социуме школа играет и значимую роль в жизни индивидуума, его семьи, сообщества. Ее традиционно высокий социальный статус предопределяется многими факторами: экономическими социальными (сообщество профессионально подготовленных к работе с людьми специалистов); образовательными культурными, нравственными (духовный очаг жизни), Однако нельзя не отметить, что названные особенности школы чаще понимаются лишь как потенциальные прообразы ее развития, требующие для реализации целенаправленной образовательной политики, государственной и научно-методической поддержки образовательной деятельности школы, собственных инновационных усилий учительства. Перспективы государственной поддержки образования выражены в документах федерального значения, определяющих главные направления его развития на ближайшие 10—15 лет наступившего века: "Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации", "Федеральной программе развития образования в России на 2000—2005 гг.", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г." С помощью данных нормативных документов проектируется улучшение дел в сфере образования на основе осуществления реформ, финансово-экономической поддержки образования, укрепления единого образовательного пространства России, модернизации и повышения качества образования, перехода к государственно-общественным формам управления образованием в регионах, более эффективного сочетания социального заказа с удовлетворением интересов и потребностей личности.
Система мер, которая предлагается в официальных документах для поддержки и развития школы, достаточно общеизвестна и не содержит каких-либо кардинальных изменений: оптимизация сети, повышение качества образовательного процесса, подготовка педагогических кадров, открытие интернатов и некоторые другие. Концептуального обновления стратегии развития в современных условиях документы не предлагают. Из этого следует, что теоретико-методологическое обоснование стратегических путей развития школы — актуальная и еще не решенная проблема.
Однако в современной научно-педагогической литературе пока нет исследований, а которых давалось бы целостное, системное представление о школе как о развивающемся культурно-историческом феномене, претерпевшем, а продолжающем претерпевать существенные изменения. На фоне этих изменений особенно важно выявить то, что всегда было присуще школе как уникальному образовательному учреждению России, — ее духовные, философско-педагогические основания, которые и сегодня должны стать ценностно-смысловыми ориентирами ее развития.
Осуждение поставленной проблемы включает несколько взаимосвязанных аспектов, первый из которых выявление философских, второй научно-педагогических, третьей в стратегических (практических) оснований развития школы в пространстве и историческом времени российского образования. Изучение феномена школы необходимо осуществлять в контексте в развития Российского государства, его культуры и истории. Исторический процесс становления и развития народной школы в России сопровождался поиском "самобытного" просвещения и общечеловеческих основ воспитания. Все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социально-культурного института может быть сведено к двум, исторически и онтологически связанным, — западническому и славянофильскому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских реформ, когда философско-педагогическая мысль русского общества предприняла попытку определить место российской истории во всемирной. Таким образом, парадигма "Россия как самобытная цивилизация — Россия как часть мировой культуры" позволяет рассмотреть философские и психолого-педагогические основания становления отечественного образования в контексте диалога "западников" и "славянофилов", определив при этом ценностно-смысловые ориентиры развития российского образования в целом и школы в частности.
Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...
Современное состояние психологической науки
По мнению Ф.Е. Василюка «Карта отечественной психологии за последние 10 лет изменилась, пожалуй, более радикально, чем карта Восточной Европы. Тогда, в 1985 г. над пустынными психологическими пространствами возвышались несколько академических крепостей (то были главным образом столичные психологиче ...
Понятие «аутентичные материалы» и их классификации
Проблема обучения учащихся аудированию, то есть восприятию и пониманию на слух иноязычной речи, содержащей незнакомые слова, требует решения целого ряда вопросов, и, в частности, определение характера аудитивного материала, на котором должно проходить обучение, отбора и методики выполнения упражнен ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.