Первые славянофилы И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, С.П.Шевырев и другие представители российской интеллигенции выдвинули и активно отстаивали идею воспитания "цельного человека", сочетающего в своей образованности народно-православные черты характера на то, что присуще человеку вообще. С.П.Шевырев, став во главе кафедры педагогики в Московском университете, основной задачей воспитания считал "возвышение духовное", а не наполнение учащихся прикладными знаниями. Он отстаивал идею развития в ребенке "внутреннего человека", в котором существует единство общечеловеческого и национального, русского начала.
Мыслители, которых принято называть "западниками", были позитивистами и выступали за развитие русской педагогической науки и образования по моделям. Исторически отработанным в Западной Европе. При этом зачастую негативные тенденции, например прагматические, проявленные в развитии европейской системы, подвергались критике. Отсюда принадлежность к "западникам" тех или иных выдающихся философов и деятелей образования России XIX в. может быть обозначена с известными оговорками и ограничениями. Но все же становление и развитие образования в России осуществлялось в условиях антиномичного, дуального социально-культурного пространства русской культуры, обусловливая необходимость поиска универсализующей духовности как фактора, способствующего преодолению противоречий существования различных философских ориентации. Таким объединяющим "западников" и "славянофилов" началом стал философский принцип антропоцентризма.
Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности, высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всей русской философской антропологии XJX в. Славянофилы и западники ориентируются на бытие индивида в мире абсолютных ценностей. "Идея человека" пронизывает, центрирует русскую философию XIX в. Во всех различных течениях русской мысли можно найти утверждение о том, что человек в своей индивидуальности — нравственная ценность высшей иерархической ступени. Без сомнения, эта константа русской философской мысли определила гуманистическую направленность школы, ее нравственный дух, почитание в ребенке человека, личности, индивидуальности.
Не менее важной стороной универсализующей духовности стала идея утверждения православия как "всечеловеческой религии", воплощающей всеобщие принципы любви и братства, принцип соборности, противоположный внешнему подчинению, характерному для католического прихода. Изначально под соборностью подразумевалось свободное единство основ церкви в деле совместного понимания правды и совместного поиска путей спасения. Однако феномен соборности адекватно отражал тенденции развития и русской общины, и русского общества, и русской культуры (В.С.Соловьев, С.Л.Франк, А.С.Хомяков, Л.П.Карсавин и др.).
Соборность — это ценностно-смысловые ориентир развития школы, означающий ее целевую направленность на воспитание человека, укорененного в общине, умеющего сочетать индивидуальное и общественное, это среда школы, основанная на совместной жизнедеятельности детей и взрослых, педагогов и родителей, это духовное единение школы и социума, это религиозно-нравственное единство образовательного сообщества, национальный идеал жизнедеятельности школы.
Онтология аксиологических констант русской философии антропоцентризма соотносима с феноменом "русского комизма", теоретики которого рассматривали человека как субъекта, ответственного за состояние жизни не только на Земле, но и в Космосе. Своим поведением, нравственностью, отношением к природе человек определяет и свой путь, и жизнь космического целого, утверждал К.Э.Циолковский.
Учение В.И.Вернадского о ноосфере разума и переходе биосферы в ноосферу, Н.Ф.Федорова об "общем деле" как "внесении в природу воли и разума", идея всеединства В.Соловьева, общие для всех космистов идеи преображения мира как смысла человеческой жизни, направленности творческих усилий человека на достижение антропоприродной гармонии, построение глобальной цивилизации как единого социально-природного комплекса не только заложили основы нового типа научного мышления, но и оказали несомненное влияние на тип образованности русского человека, определив в качестве ее характерной черты — открытость миру, культуре, природе, общечеловеческим ценностям.
Итак, русская философская мысль второй половины ХХ в. выявила характерные особенности историко-культурного субстрата отечественного образования. Инвариантными идеями конкретно-исторических концепций российской национальной школы выступают: понимание человека как вселенской сущности (антропоцентризм, антропокосмизм), как разумно-свободного существа, способного внести ноосферное начало в жизнь Земли и Космоса;
Современное состояние проблемы и пути ее решения
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование"[8]. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Феде ...
Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ
На процесс функционирования учебной группы серьезное влияние оказывает ее организационная структура. Коллектив ПТУ имеет следующую внешнюю организационную структуру: в состав училища входит большое количество учебных групп; их количество может быть различным. ПТУ имеют в своем составе 2 педагогичес ...
Формирование и развитие связанной речи у детей
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многи ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.