Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров.
Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного педагога и руководителя, главное качество педагога и руководителя новой формации.
Постепенно складывающаяся система непрерывного образования в Республике включает в себя подсистемы воспитания и обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров.
В связи с этим возникает вопрос, какая же из данных подсистем направлена на развитие готовности к изменениям педагогических и управленческих кадров в большей степени (не вдаваясь в детали).
Цель воспитания и обучения – развитие личности и функциональной грамотности - способности применять усвоенные знания в реальных учебных и жизненных ситуациях.
Цель и результат профессиональной подготовки – определенный тип самостоятельного человека, квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду. В отношении педагога – формирование профессиональной компетентности педагога, то есть владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Цель повышения квалификации – использование педагогом знания как средства решения актуальных проблем и задач образования. Поэтому главной функцией этой системы становится развитие социокультурного и интеллектуального потенциала личности педагога, способной не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их. Т.е. педагог и руководитель новой формации, это педагог и руководитель не только умеющий решать задачи определенного уровня сложности, но и способный увидеть и понять тенденции развития мышления и деятельности, а затем внести рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность в контексте этих тенденций.
В этом заключается специфика системы повышения квалификации - она находится на пересечении двух сфер: развивающейся педагогической и управленческой деятельности и наук, исследующих и устанавливающих закономерности развития общественных систем, обеспечивающих непрерывность образования.
Такое положение устанавливает новое соотношение повышения квалификации, образовательной практики и науки.
И действительно, традиционно наука добывает новые знания, а педагог превращает их в учебный материал и передает обучающемуся. В такой системе содержание обучения отражает прошлые социально-педагогические явления, не связанные с ситуациями современной развивающейся практики. Если в школьном и вузовском образовании такая традиция может быть в той или иной мере оправдана, то в системе повышения квалификации она приводит к негативным последствиям. Это обстоятельство требует, чтобы система повышения квалификации брала на себя часть функций науки по добыванию новых знаний, формированию новых целей, ценностей и способов профессиональной педагогической и управленческой деятельности.
Такое положение системы повышения квалификации предъявляет особые требования к ее организации, структуре, содержанию и технологиям обучения.
Опыт работы педагогов по применению в работе компетенций
Рассмотрим в данной главе как педагоги применяют анализируемые в данной курсовой работе компетенции в своей профессиональной деятельности. Компетенция ОК-4: готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. ...
Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников
Лепка — придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познав ...
Психология как учебный предмет в вузе
В последнее десятилетие обозначился беспрецедентный по масштабам и темпам в истории России рост психологического образования, отвечающий потребности в психологической культуре труда, общения, жизнедеятельности людей и организаций. Открываются не только новые психологические факультеты в университет ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.