И в этом плане повышение квалификации педагогических и управленческих кадров является наиболее гибкой и бурно развивающейся подсистемой непрерывного образования Республики.
Судите сами, предшествующая практика институтов усовершенствования учителей в основном сводилась к необходимости совершенствования специалиста в конкретном направлении, к профессиональному росту и углублению специализации. Она скорее представляла собой закрепление (усовершенствование) квалификации за счет углубления уже имеющихся знаний в решении профессиональных задач. Само “повышение квалификации” осуществлялось в наиболее доступных формах за счет передачи суммы знаний.
Сейчас в институтах повышения квалификации Республики, в том числе и Карагандинском, создаются и апробируются модели повышения квалификации, ведущим принципом которых является принцип личностного развития взрослых людей. В таких моделях педагоги и руководители образования учатся технологии процесса, механизму действия и мышления. Ими приобретаются способности действовать, строить знания о действии, создавать проекты действий, использовать интеллектуальные средства самоорганизации деятельности. Ведущей формой при этом выступает моделирование/проектирование индивидуальной деятельности и деятельности организаций образования.
Переход от целей усовершенствования традиционной практики образования к целям качественного ее изменения, от разовых воздействий на практику — к устойчивому и постоянному взаимодействию с ней, от удовлетворения отдельных потребностей практики — к системному обеспечению целостных ее участков потребовал создания новой системы методической работы с педагогами и руководителями образования.
Новая система интегрирует уровни методической работы областного института повышения квалификации, методических кабинетов районных/городских отделов образования и методических объединений/кафедр организаций образования. А наиболее распространённой формой горизонтальной интеграции становится сетевая организация методической работы и повышения квалификации. Содержание методической работы, ориентированной на результат направлено, на выявление образовательных потребностей работников образования, организаций образования, системы образования региона и их уровневое удовлетворение.
Так, на уровне ИПК приоритетными становятся следующие функции: научное проектирование нового содержания и инновационных педагогических технологий, научно-методическое обеспечение экспериментальной деятельности организаций образования, разработка критериев экспертизы инновационного опыта, внедрение инновационных моделей в массовую практику, методологическое обеспечение управленческой и педагогической деятельности, создание учебных площадок для развития деятельности и мышления педагога и руководителя.
Объектом деятельности методических кабинетов являются методические, творческие объединения педагогов организаций образования. Их работа организуется в форме групповых занятий по анализу и моделированию педагогической деятельности, разработке механизма внедрения в массовую практику.
Основным в деятельности методических объединений/кафедр становится развитие содержания учебных предметов и педагогических технологий. Результатом здесь являются коллективные проекты-разработки, которые проходят практическую проверку, обобщаются и используются на практике. Главной целью творческих объединений педагогов является разработка технологий перевода обучаемых в режим саморазвития.
Решение логических задач как одно из средств активизации познавательной
деятельности учащихся
Формировать мышление лучше всего в ходе решения задач, когда учащийся сам наталкивается на проблемы и вопросы, формулирует их и находит ответы и решения, преодолевая возникающие трудности. Задача учителя — подготовить ученика к этому, научить его приемам умственной деятельности. Графический редакто ...
Современное состояние проблемы и пути ее решения
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект "Образование"[8]. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" были утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Феде ...
Развитие внимания у старших школьников
На основании результатов исследования нами была составлена и реализована система занятий по развитию внимания в процессе изучения темы графический редактор. Способность организовать внимание – это главное условие деятельности старшеклассников, поэтому основное содержание программы нацелено на разви ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.