Отечественная система образования вступила в новую фазу взаимосвязей с государством и обществом. Власть в своих законодательных документах двум последних лет, относящихся к сфере образования (Федеральная программа развития образования 1999 гола, Национальная доктрина образования. 2000г. Программа модернизации образования, приказ МО РФ "Об утверждении государственных образовательных стандартов", 2000г. и др.), достаточно отчетливо и последовательно проводит политику демократизации системы, отказываясь от идеологического, управленческого и финансового протектората над нею. "Отпуская" образование в сферу общественного инвестирования и конкурентного рынка. При этом государственное участие в ее судьбе формулируется как обязательство "сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы", от которой требуется главное - высококвалифицированные» кадры для развития экономики, способные отстаивать интересы отечества во всех областях жизнедеятельности общества.
Понятие "модернизация" решительно заменяет сегодня уже привычное слово "реформация". Не потому ли, что реформировать — значит действовать "сверху вниз", меняя структурно-содержательные параметры системы, а модернизировать — работать "снаружи", обновляя технологии?
Предмет модернизации по природе технологичен, относится к сфере производства и потребления, однако известно, что образование — социокультурный феномен, где действуют совсем иные законы.
Вместе с тем, будучи универсальным способом хранения и воспроизводства знания, образование как процесс может быть описано в системе способов, приемов, инструментов (технологии). А коль скоро этот процесс совершается в имституциализованной области общественного хозяйства (в системе учебных заведений), воспроизводящей его кадровый ресурс, он действительно управляется экономическими законами. Подчеркнем: образование — социальная форма духовного производства, "опредмечеиная" учебными учреждениями (институциями), которые в своей внешней границе (там, где товар-профессия поступает в распоряжение рынка) вступают в опосредованные или прямые отношения с "заказчиком" — сферами науки, промышленности, управления, права, финансов и т.п.
Однако это лишь первый, управляемый конъюнктурой, внешний слой отношений в системе "образование-социум", требующий от образовательного учреждения мобильности. Здесь совершается выбор специальности, он определяет содержание образовательно-профессиональных программ, ориентирует образованностью специалиста.
Второй слой - глубинный, сущностный, обеспечивающий генофонд нации и жизнеспособность самой системы. Именно здесь происходит передача, становление, воспроизводство ценностных ориентиров, совершается то. Что принято называть воспитанием.
Итак, процедуры модернизации ориентированы на производственно-экономическую сферу социума и управляются государством, тогда как собственно-культурная потребность реализуется внутренними силами самой системы, духовно-нравственным потенциалом ее активного субъекта — учителя, призванного обеспечить сохранение, трансляцию, воспроизводство культурного опыта поколений.
Образование есть процесс духовного становления личности, обладающей профессией, наделенной разумом, свободной волей, чувствами, правом жить и выбирать. Из всех этих сокровищ продается только одно - профессия. Иными словами: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Образование — это процесс, в котором человек поднимается "из царства природы в царство духа" (И, Кант) и обретает способность по собственной воле совершать переход "Из царства свободы в царство необходимости".
Роль педагога в развитии театрализованной игры
Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества. Формирование творческой активности детей в процессе театрализо ...
Воспитание и школа в Афинах
Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство – демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н.э. Афины оставили человечеству богатое наследство в области философии, искусства, литературы, педагогики. Воспитанию и обучению детей и юношества в Афи ...
Предпосылки, обусловленные личностью Л.Н. Толстого
толстой педагогическая обучение ясная поляна В одном из номеров журнала "Ясная поляна" за 1862 год была размещена статья открывавшаяся следующим вопросом: "Что стоит теперь на первом плане у всех наших деятелей мысли и слова?" [1] Ответом был народ. Народ, которому все желали пр ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.