Сегодня мировое сообщество со всей определенностью осознает, что знание — самовоспроизводящийся ресурс — работает для людей только при условии его гуманитарной направленности. Знание — единственный вид коллективной собственности, которое предполагает индивидуально-личностное потребление и право пользования для всех. (В современном потребительском социуме, в техногенной "присваивающей" цивилизации, выполнение обоих условий становления информационного общества более чем проблематично. Сейчас происходит монополизация информации и активное, не сдерживаемое нормами этики загрязнение информационного пространства продукцией, рекламирующей насилие, порнографию, пошлость массовой культуры.
В этом смысле ответственность педагогического университета особенно велика. Его программа, отвечая принципу универсальности, строится на четырех основаниях: а) фундаментальное специальное знание: б) психолого-педагогический инструментарий; в) методический (технологический) компонент; г) комплексное гуманитарное знание о мире, которое определяет качество образованности в полном смысле этого слова и служит осмыслению, выбору, полноценному овладению психолого-педагогическими и научно-технологическими знаниями.
Итак, модернизация необходима и возможна только через развитие новой модели университета как единого образовательного пространства, структурирующего универсум современного знания формах гуманитарной ценности.
Таковы эти ценности, составляющие смысл человеческого существования, во что верить, что защищать, чему посвящать "души прекрасные порывы". Трагизм современной эпохи — в коренной ломке ценностных оснований, в радикальном сомнении в тех идеалах, которым служили поколения россиян в 40-х и 60-х годах ХХ века.
Нынешнее молодое поколение знает, что "революция научила нас видеть несправедливость добра"; сталинские репрессии — не верить в справедливость власти; поражения в южных войнах — в миротворческую мессианскую роль и воинскую силу России; "новые русские" — в возможность честного заработка; думские политики — в возможность правового государства. Вот почему философы так напряженно ищут утраченную - "национальную идею", предлагая то буржуазную сытость (ценности семьи и благоустроенного быта, хорошего заработка, умеренных запросов), то, обращаясь к ветхой и явно несостоятельной уваровской формуле "православие, самодержавие, народность", как будто можно дважды войти в один и тот же поток.
Сейчас важно сохранить уникальную российскую просветительскую традицию — высшее педагогическое образование, чьи современные технологии должны стать предметом самого пристального внимания общества к государству; нельзя допустить его "размывания", ибо от его состояния полностью зависит успех реформации отечественной школы в целом.
Завершая, процитирую один из последних правительственных документов: "Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, не принимающего силовые методы разрешения политических и социальных конфликтов внутри страны и готового защищать ее от агрессии". Выразительная декларация. Важно только понять, что эти слова должны стать характеристикой самой системы, принципами отношения к ней со стороны управленцев: защитить от агрессии, от силового вмешательства в содержание образовательных программ.
Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках
литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного
восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...
Развитие речи младших школьников как психолого-педагогическая проблема
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Н ...
Формы организации активного отдыха
Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добит ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.