При этом "учить" — прежде всего, означает давать информацию, формировать навыки и умения добывать знания и работать е определенной области общественной практики (производства, науки и т.п.), а "воспитывать" - способствовать становлению души, вооружать нравственными критериями.
Однако нельзя воспитывать не обучая, а обучать — не воспитывая: аналитическое разделение этих органично взаимосвязанных процедур, установленное педагогикой для удобства собственных теоретических операций, будучи перенесенным, в практику образования, означает провал образовательных усилий. Достаточно сказать общеизвестную истину, что те же четкие законы математики воспитывают ум, формируют структуры мозга, способность к абстрактному логическому мышлению, дисциплинируют мысль, тренируют чувство ответственности за ее результаты, ценностное отношение к истине и. что особенно важно, способствуют пониманию онтологического единства и целостности мира, выстраивая его пространственно-временные параметры. Красота формулы — той же природы, что и красота цветка, раковины, кристалла. И здесь, не менее чем на уроках литературы и музыки, чрезвычайно значима личность учителя, ведущего юного человека в мир науки и искусства: его гражданственные, нравственно-эстетические установки, его увлеченность поиском истины, его эрудиция. Именно он, модернизируя технологии обучения, является носителем, хранителем и транслятором ценностей культуры. Поэтому именно ему, субъекту высшего профессионального образования, надлежит в первую очередь овладеть не только модернизированными технологиями, но и — это особенно важно — духовной культурой, национальными традициями и ценностями, научиться приемам и методам ее эффективного воспроизводства в умах и душах своих воспитанников.
Модернизацию образования, его технологическое и содержательное обновление следует начинать с педагогических вузов. Стандартизация, компьютеризация, ваучеризация и всеобщее тестирование — эти четыре продекларированные "кита" модернизации — задают те перемены, которые предстоит пережить российскому образованию, и относятся, действительно, к технологиям обучения и контроля. На первый взгляд они не затрагивают сущностных структур образования, не касаются сферы духа, мировоззрения, ценностных ориентации. — всего тога, что называется личностным становлением.
В самом деле, прежде чем приступать к реализации этих принципов, надо знать. Каковы связи содержания и технологии в пространстве российского образования, как они согласуются с отечественной просветительской традицией, российским типом образованности, с гуманитарной сущностью образования. И еще: при каких условиях реализации этих принципов позволит России сохранить имеющиеся преимущества и не отстать от темпов развития мировых образовательных систем.
Рассматриваются две первые позиции, поскольку остальные являются производными от них и относятся к технолого-экономическим аспектам образования.
Новое поколение стандартов при внимательном анализе свидетельствует о том, что государство предоставляет системе развития. Сегодня «ВУЗ» может строить свою программу, используя зоны свободного выбора, и не обращаться к чиновникам министерства за разрешением той или иной дисциплины, размещаемой в этой зоне.
Ситуация новая, и, как показывает практика, к ней совершенно не кто не готов. Современные учебные планы, которые факультеты разработали самостоятельно и в строгом соответствии со стандартом, заполняют зоны свободного выбора частными и сугубо специальными дисциплинами. Старый принцип — работать в логике специального предмета - не соответствует изменившейся ситуации. Сегодня вуз, если он хочет быть востребованным, конкурентоспособным, должен работать в логике образовательной потребности студента, давая качественное образование, применимое в жизненной общественной и профессиональной практике личности. Надо помнить о том, что наш заказчик — Россия, ее духовная и материальная культура, что мы создаем продукцию особого рода — ее уникальный человеческий капитал, мы ответственны перед современностью и перед грядущими поколениями.
Образовательная компетентность
Необходимо отметить, что следует отличать просто «компетенции» от «образовательных компетенций». Образовательная компетентность – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-знач ...
Создание системы работы по обучению составления и решения арифметических
задач детей с ОНР
Цель: Создание условий для обучения решению арифметических задач детей с ОНР. Задачи: 1. Разработать систему занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР решению арифметических задач. 2. Составление и использование конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеяте ...
Сущность и классификация урока-экскурсии
Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.