Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения:
1. Выбор темы исследования, установление проблемы.
2. Определение объекта, предмета, формулирование целей и задач.
3. Выбор методов и разработка методики исследования.
4. Теоретические исследования, выдвижение гипотезы исследования.
5. Эмпирическое исследование, проверка гипотезы.
6. Анализ результатов; формулировка промежуточных и предварительных выводов, апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
7. Оформление научной работы.
8. Внедрение результатов.
Выбор темы – важный и трудоемкий процесс эмпирического этапа исследования, когда происходит извлечение знания о том, что известно в некоторой научной области, т.е. добывание фактов. Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны. Темы исследований для курсовых и квалификационных работ студентов заранее предлагаются кафедрами факультета исходя из производственных и образовательных задач, поставленных перед коллективом ученых. При этом учитываются и научные интересы будущего исследователя. Выбору темы способствуют приемы:
– просмотр аналитических обзоров достижений науки;
– изучение ранее выполненных работ;
– ознакомление со специальной литературой, новейшими достижениями в выбранной области знаний, например поиск темы «на стыке наук»;
– теоретическое обобщение материалов экспедиционных, статистических, описательных исследований;
– экспериментальная проверка гипотезы, выдвинутой авторитетными учеными, но еще не проверенной;
– консультации с ведущими специалистами для выявления малоизученных проблем и вопросов.
Исходным методологическим пунктом исследования является определение объекта и предмета научного исследования. Далее выполняется сбор и первичная обработка фактов, их оценка, описание в научных терминах, систематизация или классификация, отбор типичных фактов. Научная проблема устанавливается на основе анализа и критики обобщенного, приведенного в систему знания. К примеру, обзор литературы позволяет выявить еще не решенные в этой области проблемы.
Постановка проблемы завершается ее описанием, составлением перечня вопросов, требующих ответа, формулированием темы. Особое значение приобретает составление понятийного словаря исследования, который уточняется и дополняется в ходе работы. В нем при помощи точных терминов или понятий обозначаются все эмпирические данные и факты. Это помогает исследователю усвоить понятийный аппарат исследования и осознать информационные потребности.
Задачи научного исследования определяют все его многочисленные звенья. От поставленных задач зависит выбор методов исследования, последовательность их применения; задачи исследования предусматривают и соответствующую организацию научной работы. Для каждой задачи необходим такой выбор методов и способов организации деятельности, который обеспечил бы ее разрешение. Целенаправленность исследования - первейшее условие плодотворности научной работы.
Нередко в практике наукотворчества при планировании работы, как одиночного исследователя, так и целой группы, бригады научных работников достаточно обоснованно выдвигается ряд вопросов, ряд задач. Эти задачи иногда разрешаются последовательно, если логически вытекают одна из другой. В других случаях их разработка может происходить без соблюдения строгой последовательности, даже одновременно. Это характерно для ситуаций, когда задачи изыскания направлены на углубленное изучение различных сторон одного и того же явления или процесса.
Методы исследования в работе должны подбираться так чтобы с их помощью можно было осветить все основные стороны поставленной задачи, чтобы они дополняли друг друга, чтобы была возможность взаимной проверки результатов, полученных в ходе их использования. Иными словами, совокупность методов подобранных для решения данной задачи, должна представлять нечто целое, в котором каждый метод прямо необходим и может быть успешно применен в данных конкретных условиях.
Описание компетенции ОПК-2
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 "Психолого-педагогическое образование" квалификация "бакалавр" предусматривает, что выпускник должен обладать определенными профессиональными компетенциями ...
Детская художественная литература как средство развития театрализованной
игры
Художественная литература как «искусство слова», – один из видов искусства, включающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Слово – не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктог ...
Понятие «аутентичные материалы» и их классификации
Проблема обучения учащихся аудированию, то есть восприятию и пониманию на слух иноязычной речи, содержащей незнакомые слова, требует решения целого ряда вопросов, и, в частности, определение характера аудитивного материала, на котором должно проходить обучение, отбора и методики выполнения упражнен ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.