Информация о педагогике » Этапы проведения и оформления научных исследований » Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов

Выбор методов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов

Страница 1

Процесс научного исследования начинается с возникновения идеи, связывающей все его структурные элементы и определяющей порядок выполнения работы, который зависит от вида исследования. В целом все авторы отмечают общую последовательность его выполнения:

1. Выбор темы исследования, установление проблемы.

2. Определение объекта, предмета, формулирование целей и задач.

3. Выбор методов и разработка методики исследования.

4. Теоретические исследования, выдвижение гипотезы исследования.

5. Эмпирическое исследование, проверка гипотезы.

6. Анализ результатов; формулировка промежуточных и предварительных выводов, апробирование и уточнение, обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.

7. Оформление научной работы.

8. Внедрение результатов.

Выбор темы – важный и трудоемкий процесс эмпирического этапа исследования, когда происходит извлечение знания о том, что известно в некоторой научной области, т.е. добывание фактов. Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны. Темы исследований для курсовых и квалификационных работ студентов заранее предлагаются кафедрами факультета исходя из производственных и образовательных задач, поставленных перед коллективом ученых. При этом учитываются и научные интересы будущего исследователя. Выбору темы способствуют приемы:

– просмотр аналитических обзоров достижений науки;

– изучение ранее выполненных работ;

– ознакомление со специальной литературой, новейшими достижениями в выбранной области знаний, например поиск темы «на стыке наук»;

– теоретическое обобщение материалов экспедиционных, статистических, описательных исследований;

– экспериментальная проверка гипотезы, выдвинутой авторитетными учеными, но еще не проверенной;

– консультации с ведущими специалистами для выявления малоизученных проблем и вопросов.

Исходным методологическим пунктом исследования является определение объекта и предмета научного исследования. Далее выполняется сбор и первичная обработка фактов, их оценка, описание в научных терминах, систематизация или классификация, отбор типичных фактов. Научная проблема устанавливается на основе анализа и критики обобщенного, приведенного в систему знания. К примеру, обзор литературы позволяет выявить еще не решенные в этой области проблемы.

Постановка проблемы завершается ее описанием, составлением перечня вопросов, требующих ответа, формулированием темы. Особое значение приобретает составление понятийного словаря исследования, который уточняется и дополняется в ходе работы. В нем при помощи точных терминов или понятий обозначаются все эмпирические данные и факты. Это помогает исследователю усвоить понятийный аппарат исследования и осознать информационные потребности.

Задачи научного исследования определяют все его многочисленные звенья. От поставленных задач зависит выбор методов исследования, последовательность их применения; задачи исследования предусматривают и соответствующую организацию научной работы. Для каждой задачи необходим такой выбор методов и способов организации деятельности, который обеспечил бы ее разрешение. Целенаправленность исследования - первейшее условие плодотворности научной работы.

Нередко в практике наукотворчества при планировании работы, как одиночного исследователя, так и целой группы, бригады научных работников достаточно обоснованно выдвигается ряд вопросов, ряд задач. Эти задачи иногда разрешаются последовательно, если логически вытекают одна из другой. В других случаях их разработка может происходить без соблюдения строгой последовательности, даже одновременно. Это характерно для ситуаций, когда задачи изыскания направлены на углубленное изучение различных сторон одного и того же явления или процесса.

Методы исследования в работе должны подбираться так чтобы с их помощью можно было осветить все основные стороны поставленной задачи, чтобы они дополняли друг друга, чтобы была возможность взаимной проверки результатов, полученных в ходе их использования. Иными словами, совокупность методов подобранных для решения данной задачи, должна представлять нечто целое, в котором каждый метод прямо необходим и может быть успешно применен в данных конкретных условиях.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении информатике
В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. ...

Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...

Перспективы развития системы повышения квалификации в Республике Казахстан
Успешная реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы и в целом успешная модернизация образования в Республике всецело зависит от готовности к изменениям управленческих и педагогических кадров. Готовность к изменениям – это главный показатель модели современного пе ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru