Сущность и классификация урока-экскурсии

Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, вне его, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Основными признаками урока-экскурсии является то, что он:

а) содержит основные материалы, обязательные для изучения по программе и учебнику на основе формирования общих представлений;

б) проводится, как правило, в целях изучения нового исторического материала, связанного с общим курсом истории;

в) охватывает сравнительно узкую тему или период;

г) ограничен во времени, приблизительно 1-1,5 академического часа;

д) организуется в то время, когда в школе изучается именно эта тема школьного курса.;

е) знание содержания этого урока обязательно для учащегося и оценивается в журнале, как и другие уроки;

ж) проводится, как правило, учителем. [9, c. 37]

Классифицируют уроки-экскурсии по нескольким признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). [11, c. 124]

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

1. Указание темы урока-экскурсии по программе истории.

2. Указание его вида.

3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику истории.

4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель заранее изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).

5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.

7. Подготовка школьников к уроку.

8. Подбор необходимого оборудования.[7, c. 168]

Цель и тема урока-экскурсии определяется всем характером процесса обучения и воспитания учащегося. Цель урока-экскурсии может заключаться, во-первых, в сообщении новых знаний по истории, в закреплении и конкретизации имеющихся знаний у учащихся, во-вторых, воспитание ценностного отношения к истории своей страны, своего города, своего народа, в-третьих, уроки-экскурсии призваны способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом источников, умением локализовать события в пространстве. Особенностью урока-экскурсии является то, что помимо исторического компонента знаний в содержание знаний об экскурсионных объектах включается краеведческий компонент.

Урок-экскурсия должен иметь точно определенную тему, связанную с характером и содержанием фактографического материала, включенного в него содержание. Тема экскурсии выбирается с учетом плана учебной и внеклассной работы по истории, она может быть также связана с работой, которая проводится на занятиях в факультативах и кружках. Урок-экскурсия, проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием тогда, когда эта тема изучается в уроках истории.

Новые статьи:

Проблема формирования связной речи дошкольников в педагогической литературе
Вопросами развития связной речи дошкольников занимались многие ученые-педагоги. Первым затронул эту проблему К.Д. Ушинский в конце ХIХ века. Однако наибольшего расцвета методика развития речи в общем и развитие связной речи в частности достигли во второй половине ХХ века. Исследования в области свя ...

Рассмотрены классификации идей Л.Н.Толстого о народном образовании в педагогической деятельности в Яснополянской школе
Главным условием успеха образования, считал Толстой, является создание принципиально новой школы, образцом которой стала его Яснополянская школа. Он не мог принять авторитарной школы, так как она «учреждается не так, чтобы детям было легко учиться, а чтобы учителям было легко учить». Л. Н. Толстой ...

Реализация личностно-ориентированной технологии в практике преподавания русского языка в школе
Какой же должна быть информация, способствующая реализации личностно-ориентированного обучения? Известно, что хорошо усваивается та информация, которая понятна, актуальна, интересна, создает мотивацию для дальнейшего закрепления и изучения. Однако, мы, учителя. Не всегда имеем представление о том, ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru