Сущность и классификация урока-экскурсии

Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, вне его, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Основными признаками урока-экскурсии является то, что он:

а) содержит основные материалы, обязательные для изучения по программе и учебнику на основе формирования общих представлений;

б) проводится, как правило, в целях изучения нового исторического материала, связанного с общим курсом истории;

в) охватывает сравнительно узкую тему или период;

г) ограничен во времени, приблизительно 1-1,5 академического часа;

д) организуется в то время, когда в школе изучается именно эта тема школьного курса.;

е) знание содержания этого урока обязательно для учащегося и оценивается в журнале, как и другие уроки;

ж) проводится, как правило, учителем. [9, c. 37]

Классифицируют уроки-экскурсии по нескольким признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). [11, c. 124]

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

1. Указание темы урока-экскурсии по программе истории.

2. Указание его вида.

3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику истории.

4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель заранее изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).

5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.

6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.

7. Подготовка школьников к уроку.

8. Подбор необходимого оборудования.[7, c. 168]

Цель и тема урока-экскурсии определяется всем характером процесса обучения и воспитания учащегося. Цель урока-экскурсии может заключаться, во-первых, в сообщении новых знаний по истории, в закреплении и конкретизации имеющихся знаний у учащихся, во-вторых, воспитание ценностного отношения к истории своей страны, своего города, своего народа, в-третьих, уроки-экскурсии призваны способствовать развитию у школьников умений, связанных с восприятием и анализом источников, умением локализовать события в пространстве. Особенностью урока-экскурсии является то, что помимо исторического компонента знаний в содержание знаний об экскурсионных объектах включается краеведческий компонент.

Урок-экскурсия должен иметь точно определенную тему, связанную с характером и содержанием фактографического материала, включенного в него содержание. Тема экскурсии выбирается с учетом плана учебной и внеклассной работы по истории, она может быть также связана с работой, которая проводится на занятиях в факультативах и кружках. Урок-экскурсия, проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием тогда, когда эта тема изучается в уроках истории.

Новые статьи:

Тенденции современной системы хореографического образования
Анализ правовых актов и других нормативных документов позволяет сформулировать следующие характеристики профессионального образования в Российской Федерации. Долгое время в нашей стране существовало четкое разделение профессионального образования на среднее, которое осуществлялось в техникумах, кол ...

Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки. Но нравст ...

Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету
Анализ программ и обеспечивающих их учебников с точки зрения формирования речевого этикета позволил выявить следующие недостатки: 1.Систематической работы по формированию речевого этикета программы не предусматривают. 2.Обозначенные в программах требования к знаниям, умениям, навыкам в области рече ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru