К настоящему времени в школьной практике проверки навыков учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.
Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний и навыков. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство, так как позволяет избавиться от психологических проблем, связанных с личными отношениями ученика с преподавателем, которые не всегда могут быть положительными, неуверенностью в своих силах и т. д.
Педагогический опыт показывает, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.
Стандартизированные тесты достижений обладают преимуществом объективности, единообразия и оперативности. Если они правильно сконструированы, то обладают и другими достоинствами, такими, как полнота охвата содержания, также для всех типов учащихся проведение правильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс обучения, т.к. они выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего и мотивируют дальнейшие действия ученика. Побудительная сила знаний результатов неоднократно демонстрировалась психологическими экспериментами во многих типичных ситуациях обучения, с различающимися по возрасту и уровню образования учащимися. Эту точку зрения подчеркивает А. Анастази По ее мнению, эффективность такой самопроверки повышается ее оперативностью. Особенно четко это прослеживается на старшем этапе обучения.
Рассматриваемые под другим углом зрения, тесты служат средством приспособления обучения к индивидуальным потребностям. Обучение может быть наиболее эффективным тогда, когда отвечает тому уровню, на котором находится ученик. Выяснение того, что ученики уже умеют делать и что они знают о предмете, есть необходимый шаг к эффективному обучению.
Многолетний опыт использования тестированного контроля грамматических навыков английского языка на старшем этапе обучения позволил выделить следующие положительные моменты
1. Повысилась объективность оценки знания.
2. Резко возросла познавательная активность учащихся при изучении английского языка.
3. Изменилась роль преподавателя, который освободился от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и навыков и проставлением оценок.
4.Улучшилась психологическая атмосфера в группах учащихся. Возникла устойчивая обратная связь – преподаватель – учащийся – преподаватель. Учитель перестает быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием уровня сформированности грамматических навыков.
5.Преподаватель полностью освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить картину успеваемости, определить, какие грамматические правила учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.
Основные формы и методы подготовки учащихся
общеобразовательных школ к адекватным действиям в условиях землетрясения в
системе всеобщего образования
сейсмологический общеобразовательный землетрясение учащийся Формы и методы преподавания уроков ОБЖ различны, однако большинство методов стандартизированы и используются уже очень давно. Они по-своему эффективны, имеют и свои плюсы, и свои минусы. Характеристика уроков: Вводный урок. Тема «Землетряс ...
Создание системы работы по обучению составления и решения арифметических
задач детей с ОНР
Цель: Создание условий для обучения решению арифметических задач детей с ОНР. Задачи: 1. Разработать систему занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР решению арифметических задач. 2. Составление и использование конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеяте ...
Методические рекомендации по разработке и применению кейс-методов
При разработке кейса можно выделить основные этапы создания кейсов: 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.