Современная высшая школа России, и особенно се флагманы — университеты, будучи национальным достоянием, признаны осознать всю меру своей ответственности перед нею. Не просто выжить в конкуренции, но быть способными ответить на глубинную потребность отечественной культуры в ее самосохранении и воспроизводстве.
Университет - по определению — дает универсальное (естественнонаучное и гуманитарное) знание; универсум — значит целостность и полнота. Попятно, что мозаика специальных факультетов не обеспечивает содержательного соответствия универсальности, если нет единого образовательного пространства, такой целостности, качество которой не исчерпывается простой суммой составляющих.
Итак, стандартизация задает модернизированные правила игры, побуждает вуз к построению единой образовательной программы, не только дающей своему выпускнику профессию, но и позволяющей адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной ситуации. Эта способность приобретается при наличии в сознании образованного человека целостной и полной современной гуманитарной картины мира, отвечающей сущностной потребности личности в понимании, структурировании, ценностной осмысленности знания. (В РГПУ им. А.И.Герцена разработаны концепция и модель обще-гуманитарной базы, предполагающей содержательное единство образовательной программы университета в соответствии с требованиями нового стандарта. Однако до ее реализации, как оказалось, — "дистанция огромного размера".) Именно эта общность фундаментальной обще-гуманитарной базы отличает ее от университета "классического", цель которого — в освоении конкретной науки.
Информатизация — второй "кит" программы модернизации. Стратегия современного образования в России строится в русле становления информационного общества. Технологии, предполагающие оптимизацию поиска необходимых сведений и процедуры принятия решений, работают в диалоге "человек — машина". Однако именно человеку принадлежит постановка цели, он выбирает решения. Качество информации зависит от ее соответствия стремлениям человека, определяется ею личностной способностью ставить цели, воспринимать, интерпретировать и использовать полученную информацию. Иными словами, ценность знания определяется его собственно-человеческой (гуманитарной) значимостью.
Понятно, что информационные технологии обучения — не более чем современное средство передачи информации а ее количественных параметрах (байтах), оставляющие "за кадром" вопрос о ее качестве. Причем в диалоге "человек — машина" возникает реальная опасность "уравнивания" его участников, т.е. идет технократизация сознания субъекта; рождается синдром аутентизма, исключающего потребность в реальности, в эмоционально-духовной сфере человеческой жизни, в тон самой сфере чувств - добра, красоты, благородства, благоговения, совести, которая единственно способна давать человеку счастье. Виртуальная реальность, воссоздаваемая современным Интернетом, становится иллюзией мира, наркотиком, приводящим к деструкции личности.
Альтернатива только одна: система экологической защиты духа, воссоздаваемая в процессе гуманитарного образования.
Информационное общество, описываемое философами и социологами в терминах надежды, предполагает, во-первых, свободный доступ к информации для каждого человека, во-вторых, соблюдение нравственных условий пользования ею.
Музыкальность как совокупность музыкальных способностей
Главная задача музыкального воспитания детей - комплексное развитие музыкальных способностей. Проблема музыкальных способностей и их развития рассматривается разными авторами: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, В.П.Анисимов. Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. Б.М. Теплов очень ч ...
Возрастные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонност ...
Методика обучения морфологии в начальных классах
Методика морфологии - раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возни ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.