Современная высшая школа России, и особенно се флагманы — университеты, будучи национальным достоянием, признаны осознать всю меру своей ответственности перед нею. Не просто выжить в конкуренции, но быть способными ответить на глубинную потребность отечественной культуры в ее самосохранении и воспроизводстве.
Университет - по определению — дает универсальное (естественнонаучное и гуманитарное) знание; универсум — значит целостность и полнота. Попятно, что мозаика специальных факультетов не обеспечивает содержательного соответствия универсальности, если нет единого образовательного пространства, такой целостности, качество которой не исчерпывается простой суммой составляющих.
Итак, стандартизация задает модернизированные правила игры, побуждает вуз к построению единой образовательной программы, не только дающей своему выпускнику профессию, но и позволяющей адекватно ориентироваться и достойно действовать в современной ситуации. Эта способность приобретается при наличии в сознании образованного человека целостной и полной современной гуманитарной картины мира, отвечающей сущностной потребности личности в понимании, структурировании, ценностной осмысленности знания. (В РГПУ им. А.И.Герцена разработаны концепция и модель обще-гуманитарной базы, предполагающей содержательное единство образовательной программы университета в соответствии с требованиями нового стандарта. Однако до ее реализации, как оказалось, — "дистанция огромного размера".) Именно эта общность фундаментальной обще-гуманитарной базы отличает ее от университета "классического", цель которого — в освоении конкретной науки.
Информатизация — второй "кит" программы модернизации. Стратегия современного образования в России строится в русле становления информационного общества. Технологии, предполагающие оптимизацию поиска необходимых сведений и процедуры принятия решений, работают в диалоге "человек — машина". Однако именно человеку принадлежит постановка цели, он выбирает решения. Качество информации зависит от ее соответствия стремлениям человека, определяется ею личностной способностью ставить цели, воспринимать, интерпретировать и использовать полученную информацию. Иными словами, ценность знания определяется его собственно-человеческой (гуманитарной) значимостью.
Понятно, что информационные технологии обучения — не более чем современное средство передачи информации а ее количественных параметрах (байтах), оставляющие "за кадром" вопрос о ее качестве. Причем в диалоге "человек — машина" возникает реальная опасность "уравнивания" его участников, т.е. идет технократизация сознания субъекта; рождается синдром аутентизма, исключающего потребность в реальности, в эмоционально-духовной сфере человеческой жизни, в тон самой сфере чувств - добра, красоты, благородства, благоговения, совести, которая единственно способна давать человеку счастье. Виртуальная реальность, воссоздаваемая современным Интернетом, становится иллюзией мира, наркотиком, приводящим к деструкции личности.
Альтернатива только одна: система экологической защиты духа, воссоздаваемая в процессе гуманитарного образования.
Информационное общество, описываемое философами и социологами в терминах надежды, предполагает, во-первых, свободный доступ к информации для каждого человека, во-вторых, соблюдение нравственных условий пользования ею.
Развитие профессиональной компетентности учащихся по профессии «Мастер по
лесному хозяйству»
Профессиональная подготовка учащихся по профессии 37.3 «Мастер по лесному хозяйству» включает в себя изучение следующих циклов: 1. Общетехнический цикл (черчение, материаловедение, элементы технической механики, электротехника) 2. Общепрофессиональный цикл (охрана труда, экономика лесного и охотнич ...
Внешняя и внутренняя организационная структура коллектива ПТУ
На процесс функционирования учебной группы серьезное влияние оказывает ее организационная структура. Коллектив ПТУ имеет следующую внешнюю организационную структуру: в состав училища входит большое количество учебных групп; их количество может быть различным. ПТУ имеют в своем составе 2 педагогичес ...
Виды лабораторных работ, их классификация
Как было сказано во втором параграфе, лабораторная работа по математике: является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов и других технических средств и материалов; относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетани ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.