Виды лабораторных работ, их классификация

Страница 1

Как было сказано во втором параграфе, лабораторная работа по математике: является формой практической работы учащихся, выполняемой под руководством учителя с применением инструментов, приборов и других технических средств и материалов; относится к самостоятельной работе учащихся, требующей сочетания различных видов учебной деятельности школьников; представляет собой самостоятельное и целевое задание, выполняемое учениками для решения определенной учебной задачи.

Как и для всяких сложных объектов, для лабораторных работ может быть проведена классификация по какому-либо основанию. Выберем в качестве оснований классификаций основные дидактические функции лабораторных работ и виды используемых средств на занятии.

В соответствии с важнейшими дидактическими функциями лабораторных работ целесообразно разделить их на три группы:

1. Лабораторные работы, после выполнения которых можно высказать определенную догадку, гипотезу о рассматриваемой зависимости. Например, после нескольких измерений высказывается догадка о связи между средней линией треугольника и его основанием.

2. Лабораторные работы, в которых требуется подтвердить рассмотрением частных случаев правильность только что найденной формулы, только что доказанной теоремы (или свойства, которое дано в учебнике без вывода). Лабораторные работы этого типа особенно эффективны для проверки умозаключений, сделанных по аналогии, ведь в случае неправильности такого суждения опыт доказывает его ложность. Темой такой работы может быть проверка любой обратной теоремы после доказательства прямой.

3. Лабораторные работы, в которых требуется применить знания для решения определенной практической задачи. Можно рассматривать лабораторные работы комбинированного типа, в которых можно найти элементы всех перечисленных выше лабораторных исследовательских задач. Много комбинированных лабораторных работ по математике с элементами исследовательского характера возникает на стыке учебных предметов: математики и физики, математики и химии и т.п. Проведение физического или химического эксперимента, например, построение графика, потребует от учащихся применения целого комплекса знаний, умений и навыков по математике.

Рассмотрим, на каких уроках могут быть использованы такие лабораторные работы. Воспользуемся классификацией уроков по основной дидактической цели. Различают такие типы уроков как урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений [15].

На уроке ознакомления с новым материалом могут быть проведены лабораторные работы, после выполнения которых, можно высказать определенную догадку, гипотезу о рассматриваемой зависимости. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно сделать вывод о том или ином математическом факте. Это способствует повышению их мотивации в изучении предмета, их самооценки. А также можно использовать лабораторные работы второго типа. Например, после доказательства теоремы Пифагора учащимся предлагается проверить ее выполнимость на практике. После чего может быть сформулирована теорема, обратная теореме Пифагора, и школьники устанавливают ее истинность с помощью опыта.

В урок закрепления изученного можно включить лабораторные работы, в которых требуется применить знания для решения определенной практической задачи. Таким образом, учащиеся вспоминают уже изученные факты и применяют их на практике.

Урок применения знаний и умений может так же, как и урок закрепления изученного, содержать лабораторные работы третьего типа. Помимо решений задач с использованием различных теорем, в лабораторных работах могут использоваться задачи на измерения. В этих задачах требуется измерить длины отрезков, углы, площади многоугольников и пр.

На уроках обобщения и систематизации знаний и уроках проверки и коррекции знаний и умений могут быть приведены лабораторные работы, в которых требуется применить знания для решения определенной практической задачи. Применение таких работ позволит повторить все необходимые факты и правила, обобщить и систематизировать их. В случае возникновения затруднений у учащихся, даст возможность выявить их причину и устранить пробелы в знаниях учеников.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

История возникновения современного бального танца
Бальный танец – один из жанров хореографического искусства, основу которому дал народный танец, относящийся к бытовой хореографии. На протяжении веков «понятие бальные танцы включали в себя бытовые жизненные ситуации (балы, праздники), где их непосредственная функция выражается в общении между парт ...

Сущность и классификация урока-экскурсии
Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии со школьной программой и включающего обязательное содержание школьного курса истории. Экскурсия, которая проводится по программе истории в школе - это один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является ...

История народного образования в России да начала ХХ века
Народное Образование в том смысле, как оно понимается в наше время, возникает в России только в царствование Екатерины II. Цифирные или арифметические школы, созданные на короткое время по указу Петра I от 1714 года имели узкопрактическое значение и не имели характера общеобразовательных школ. Не о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru