Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке

Страница 1

познавательный активность студент педагогический

В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активность в целом и познавательная активность, в частности. Существует комплекс наук – философских, психологических, педагогических, естественных и т.п., предметом исследования которых является активность как особая категория. В рамках каждой из этих наук исследователи, определяя закономерности и особенности генезиса, динамики, проявления активности, подходят к рассмотрению данных категорий со специфических позиций. Соответственно, существуют различные по смыслу определения активности.

С позиций философии понятие активности рассматривается как процесс, в котором происходят те или иные изменения и действия предмета. Выделяется физическая, химическая, биологическая, социальная активность.

С точки зрения биологии активность-это всеобщее свойство живого организма реагировать на внешние раздражители. Активность выступает непременным условием существования всех живых организмов.

В педагогике активность личности определяется как особое, деятельное состояние человека по отношению к миру и способность личности совершать общественно значимые преобразования окружающей среды, основываясь на освоении общественного опыта. Активность проявляется в деятельности, творчестве, общении. В активности личности выражаются присущие человеку нравственные ценности, определяющие характер его деятельности.

Необходимо отметить, что в психологических и педагогических науках понятие «активность» применяется для обозначения нескольких явлений: либо определенной деятельности, либо состояния, противоположного пассивности, либо для обозначения инициативности. Помимо этого, понятие активности зачастую рассматривается как особое свойство индивидуума, которое проявляется во взаимодействии с окружающими реалиями, а также как способность личности к данному взаимодействию. Активность личности проявляется в различных видах деятельности через присущие ей (активности) свойства. Среди основных свойств активности выделяют следующие: эффективность, как минимизацию затрат энергии или информации; направленность; оптимальность.

Активность личности достигает своей наивысшей эффективности в том случае, если она оптимально организована и целенаправленна. Это обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов активности. Под доминантой понимается временно господствующая рефлекторная система, которая обуславливает работу нервных центров и придает поведению определенную направленность. Взаимосвязь активности с доминантой является важным условием для такого свойства активности, как направленность. На физиологическом уровне доминанта – временно господствующий рефлекс; на поведенческом – вектор поведения; на психологическом – внимание.

Вышеизложенное дает основание предполагать, что формирование активности учащихся в процессе обучения наиболее эффективно осуществляется посредством практической деятельности, в которой взаимосочетаются две подсистемы общей активности – внешняя и внутренняя, взаимосвязь которых является движущей силой саморазвития студента. Анализ позволяет также выделить доминирующие сферы деятельности учащихся, где они формируются как личности – практическая (познавательная) деятельность, общение, игра.

Следует всегда учитывать, что активность есть сложное психолого-педагогическое образование. Личность, реализуя определенную группу потребностей, мотивов, интересов к конкретному виду деятельности, развивает в себе те или иные качества, в том числе и познавательную активность. Развиваясь, эти качества формируют целостную структуру человека, что позволяет определить активность как основополагающее свойство развития личности учащегося, которое проявляется в готовности, стремлении к самостоятельной деятельности.

В литературе выделяется несколько видов активности, в частности – психическая активность, умственная, интеллектуальная, познавательная, учебная. В различных исследованиях понятие активности связывается с понятием познавательной активности через применение термина «активизация» учебно-познавательной деятельности, причем зачастую активизация трактуется как усиление деятельности (М.И. Махмутов, ІО.Н. Кулюткин и др.). Т.Н. Шамова трактует понятие активизации как мобилизацию преподавателем сил учащихся на достижение целей обучения и воспитания [17].

Я считаю возможным определить активизацию как организованный преподавателем при помощи комплекса дидактических средств и методов целенаправленный процесс воздействия на компоненты личности учащегося, которые в настоящий момент наиболее эффективно усиливают его эмоциональную, волевую, интеллектуальную и иные сферы деятельности для решения задач развития, обучения, воспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru