Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке

Страница 1

познавательный активность студент педагогический

В настоящее время любое явление или процесс редко является предметом исследования какой-либо одной науки. Зачастую целый ряд наук занимается исследованием того или иного объекта. Это положение целиком относится и к такому сложному явлению, как активность в целом и познавательная активность, в частности. Существует комплекс наук – философских, психологических, педагогических, естественных и т.п., предметом исследования которых является активность как особая категория. В рамках каждой из этих наук исследователи, определяя закономерности и особенности генезиса, динамики, проявления активности, подходят к рассмотрению данных категорий со специфических позиций. Соответственно, существуют различные по смыслу определения активности.

С позиций философии понятие активности рассматривается как процесс, в котором происходят те или иные изменения и действия предмета. Выделяется физическая, химическая, биологическая, социальная активность.

С точки зрения биологии активность-это всеобщее свойство живого организма реагировать на внешние раздражители. Активность выступает непременным условием существования всех живых организмов.

В педагогике активность личности определяется как особое, деятельное состояние человека по отношению к миру и способность личности совершать общественно значимые преобразования окружающей среды, основываясь на освоении общественного опыта. Активность проявляется в деятельности, творчестве, общении. В активности личности выражаются присущие человеку нравственные ценности, определяющие характер его деятельности.

Необходимо отметить, что в психологических и педагогических науках понятие «активность» применяется для обозначения нескольких явлений: либо определенной деятельности, либо состояния, противоположного пассивности, либо для обозначения инициативности. Помимо этого, понятие активности зачастую рассматривается как особое свойство индивидуума, которое проявляется во взаимодействии с окружающими реалиями, а также как способность личности к данному взаимодействию. Активность личности проявляется в различных видах деятельности через присущие ей (активности) свойства. Среди основных свойств активности выделяют следующие: эффективность, как минимизацию затрат энергии или информации; направленность; оптимальность.

Активность личности достигает своей наивысшей эффективности в том случае, если она оптимально организована и целенаправленна. Это обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов активности. Под доминантой понимается временно господствующая рефлекторная система, которая обуславливает работу нервных центров и придает поведению определенную направленность. Взаимосвязь активности с доминантой является важным условием для такого свойства активности, как направленность. На физиологическом уровне доминанта – временно господствующий рефлекс; на поведенческом – вектор поведения; на психологическом – внимание.

Вышеизложенное дает основание предполагать, что формирование активности учащихся в процессе обучения наиболее эффективно осуществляется посредством практической деятельности, в которой взаимосочетаются две подсистемы общей активности – внешняя и внутренняя, взаимосвязь которых является движущей силой саморазвития студента. Анализ позволяет также выделить доминирующие сферы деятельности учащихся, где они формируются как личности – практическая (познавательная) деятельность, общение, игра.

Следует всегда учитывать, что активность есть сложное психолого-педагогическое образование. Личность, реализуя определенную группу потребностей, мотивов, интересов к конкретному виду деятельности, развивает в себе те или иные качества, в том числе и познавательную активность. Развиваясь, эти качества формируют целостную структуру человека, что позволяет определить активность как основополагающее свойство развития личности учащегося, которое проявляется в готовности, стремлении к самостоятельной деятельности.

В литературе выделяется несколько видов активности, в частности – психическая активность, умственная, интеллектуальная, познавательная, учебная. В различных исследованиях понятие активности связывается с понятием познавательной активности через применение термина «активизация» учебно-познавательной деятельности, причем зачастую активизация трактуется как усиление деятельности (М.И. Махмутов, ІО.Н. Кулюткин и др.). Т.Н. Шамова трактует понятие активизации как мобилизацию преподавателем сил учащихся на достижение целей обучения и воспитания [17].

Я считаю возможным определить активизацию как организованный преподавателем при помощи комплекса дидактических средств и методов целенаправленный процесс воздействия на компоненты личности учащегося, которые в настоящий момент наиболее эффективно усиливают его эмоциональную, волевую, интеллектуальную и иные сферы деятельности для решения задач развития, обучения, воспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Разработка урока литературы в современной школе
Урок литературы в 9 классе на тему: «Повесть Н.М. Карамзина “Бедная Лиза”. Попытка современного прочтения произведения» Цели: Обучающие: 1) анализ произведения в единстве содержания и формы (раскрытие замысла автора и его воплощение, проблематики и идейного содержания произведения; анализ системы о ...

Классификация самостоятельных работ
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...

Способ обучения аудированию Н.В. Елухиной «Снежный ком» либо интенсификация обучения аудированию на начальном этапе
Начальный этап овладения иностранным языком справедливо считается более сложным для обучающихся. Дело в том, что учащиеся, не владея нужным языковым запасом и навыками его использования в речи, а также в силу несформированности речевых умений еще не могут воспользоваться языком как средством общени ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru