Проведя анализ большинства определений познавательной активности, содержащихся в литературе, я пришли к выводу, что большинство авторов склоняются к следующим позициям:
а) познавательная активность рассматривается с нескольких точек зрения. Во-первых, она трактуется как эффективность познавательной деятельности учащегося или группы учащихся, имеющая определенную стабильность, зависящую от уровня сформированности познавательных способностей. Во-вторых, познавательная активность рассматривается в плане умственной познавательной деятельности в конкретный момент времени учебного занятия. В-третьих, познавательная активность рассматривается как качество личности.
б) познавательная активность имеет свои внешние проявления, анализируя которые можно с достаточной степенью достоверности судить о её содержании и характеристике.
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время в различных областях познания (философии, психологии, педагогике и т.д.) существуют различные определения понятия «познавательная активность», которые зачастую расходятся и по содержанию, и по объему. Я придерживаюсь, точки зрения исследователей, которые считают, что понятие «познавательная активность» не должно сводиться только к познавательной деятельности. Данное понятие необходимо рассматривать с одной стороны как сложное психическое состояние субъекта в процессе познания, а с другой стороны – как личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. Познавательная активность как качество личности формируется и проявляется в деятельности, однако это не должно приводить к отождествлению понятий деятельности и активности.
Таким образом, под познавательной активностью учащихся я понимаю прижизненно развивающееся интегративное качество личности, источником которого являются потребности. Факторами формирования данного явления выступают определенные внешние и внутренние силы, условия, влияющие на психику личности. Познавательная активность включает в себя интеллектуальную напряженность, потребность в знаниях, удовлетворенность процессом и результатами познавательной деятельности.
К факторам формирования познавательной активности учащихся относят:
1) социально-биологический фактор; 2) психологический фактор; 3) социально-педагогический фактор.
1. Бесспорно, что родившийся ребенок представляет собой природное существо, которое изначально способно к саморазвитию и обладает внутренними силами и стимулами их развития. Тем не менее, проблема соотношения физиологического и психологического остается одной из актуальнейших проблем психологии личности. Бесспорно, что в этом взаимодействии биологическая природа человека входит в качестве необходимого условия протекания внутренних психических процессов. Учитывая данные положения, а также теоретические позиции Л.С. Выготского [17], считают возможным выделять в качестве самостоятельного социально-биологический фактор формирования познавательной активности.
2. Традиционно под психическими свойствами личности подразумеваются способности, темперамент, характер и направленность личности [14]. Говоря о способностях, мы разделяем точку зрения Б.М. Теплова, который определяет данное понятие как «индивидуально-психологические особенности, отличающие человека от другого… которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [14].
Под темпераментом мы понимаем совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение, изменение. Данная совокупность свойств оказывает влияние на формирование характера человека, зачастую определяет его индивидуальность. Чаще всего, упоминая о темпераменте и выделяя его компоненты, говорят об активности темперамента, которая характеризует скорость и интенсивность поведения, и об эмоциональности, которая определяет особенности протекания эмоций, а также их качественные характеристики.
Характер-подструктура личности, которую образует комплекс устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения цели. Характер проявляется в различной деятельности и общении, включая в себя то, что присуще поведению человека индивидуальность, специфические оттенки и определяет отношение человека к окружающим и к выполняемой деятельности.
Под направленностью личности я понимаю совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и находятся в относительной независимости от наличных ситуаций. Характеризуется направленность интересами личности, её убеждениями, в которых выражено мировоззрение человека.
3. Становление личности проходит в определенной социальной общности: семья, коллектив. Социальная среда не является до конца стабильной. В каждой группе существует система ценностей, которую индивид воспринимает по мере своего развития, и, вступая в то или иное действие, индивид переносит систему ценностей микросреды на это действие. Поэтому активное включение в деятельность опосредуется ценностями, принятыми в микросреде, а оценка результата деятельности ближайшим окружением закрепляет характер включения и форму самоорганизации конкретной деятельности. Следовательно, социальная среда выступает самостоятельным фактором формирования общей активности личности, и, соответственно, познавательной активности, как подсистемы активности общей. Общность, в которую входит студент, образует ряд сред, в которых происходит социализация личности. Под средой мы подразумеваем окружающее человека социальное пространство (в общем – как макросреда, в частном – как микросреда) как зону непосредственной активности личности.
Педагогические условия реализации методики драматизации на уроках
литературного чтения в IV классе для развития эмоционально-чувственного
восприятия младших школьников
В данной главе изложены основные педагогические условия методики драматизации на уроках литературного чтения. Для наилучшего понимания того, каким образом данные условия могут быть применены на практике, мы обрисуем работу канд. пед. наук Кудиной Г.Н., Новлянской З.Н. Проанализировав научную литера ...
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы
Работа по развитию детского изобразительного творчества в рисовании природы должна строится в соответствии с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду, которые нацеливают на формирование у каждого ребенка, начиная с четырех лет, нравственно эстетических чувств при встрече с прекра ...
Понятие «народное образование» и его значение в России
Народному образованию или народному просвещению в энциклопедическом словаре дается следующие определение – это система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.