Информация о педагогике » Формирование познавательной активности студентов ВУЗа » Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке

Состояние исследуемой проблемы в современной педагогической науке

Страница 3

Проведя анализ большинства определений познавательной активности, содержащихся в литературе, я пришли к выводу, что большинство авторов склоняются к следующим позициям:

а) познавательная активность рассматривается с нескольких точек зрения. Во-первых, она трактуется как эффективность познавательной деятельности учащегося или группы учащихся, имеющая определенную стабильность, зависящую от уровня сформированности познавательных способностей. Во-вторых, познавательная активность рассматривается в плане умственной познавательной деятельности в конкретный момент времени учебного занятия. В-третьих, познавательная активность рассматривается как качество личности.

б) познавательная активность имеет свои внешние проявления, анализируя которые можно с достаточной степенью достоверности судить о её содержании и характеристике.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время в различных областях познания (философии, психологии, педагогике и т.д.) существуют различные определения понятия «познавательная активность», которые зачастую расходятся и по содержанию, и по объему. Я придерживаюсь, точки зрения исследователей, которые считают, что понятие «познавательная активность» не должно сводиться только к познавательной деятельности. Данное понятие необходимо рассматривать с одной стороны как сложное психическое состояние субъекта в процессе познания, а с другой стороны – как личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. Познавательная активность как качество личности формируется и проявляется в деятельности, однако это не должно приводить к отождествлению понятий деятельности и активности.

Таким образом, под познавательной активностью учащихся я понимаю прижизненно развивающееся интегративное качество личности, источником которого являются потребности. Факторами формирования данного явления выступают определенные внешние и внутренние силы, условия, влияющие на психику личности. Познавательная активность включает в себя интеллектуальную напряженность, потребность в знаниях, удовлетворенность процессом и результатами познавательной деятельности.

К факторам формирования познавательной активности учащихся относят:

1) социально-биологический фактор; 2) психологический фактор; 3) социально-педагогический фактор.

1. Бесспорно, что родившийся ребенок представляет собой природное существо, которое изначально способно к саморазвитию и обладает внутренними силами и стимулами их развития. Тем не менее, проблема соотношения физиологического и психологического остается одной из актуальнейших проблем психологии личности. Бесспорно, что в этом взаимодействии биологическая природа человека входит в качестве необходимого условия протекания внутренних психических процессов. Учитывая данные положения, а также теоретические позиции Л.С. Выготского [17], считают возможным выделять в качестве самостоятельного социально-биологический фактор формирования познавательной активности.

2. Традиционно под психическими свойствами личности подразумеваются способности, темперамент, характер и направленность личности [14]. Говоря о способностях, мы разделяем точку зрения Б.М. Теплова, который определяет данное понятие как «индивидуально-психологические особенности, отличающие человека от другого… которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности» [14].

Под темпераментом мы понимаем совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение, изменение. Данная совокупность свойств оказывает влияние на формирование характера человека, зачастую определяет его индивидуальность. Чаще всего, упоминая о темпераменте и выделяя его компоненты, говорят об активности темперамента, которая характеризует скорость и интенсивность поведения, и об эмоциональности, которая определяет особенности протекания эмоций, а также их качественные характеристики.

Характер-подструктура личности, которую образует комплекс устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения цели. Характер проявляется в различной деятельности и общении, включая в себя то, что присуще поведению человека индивидуальность, специфические оттенки и определяет отношение человека к окружающим и к выполняемой деятельности.

Под направленностью личности я понимаю совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и находятся в относительной независимости от наличных ситуаций. Характеризуется направленность интересами личности, её убеждениями, в которых выражено мировоззрение человека.

3. Становление личности проходит в определенной социальной общности: семья, коллектив. Социальная среда не является до конца стабильной. В каждой группе существует система ценностей, которую индивид воспринимает по мере своего развития, и, вступая в то или иное действие, индивид переносит систему ценностей микросреды на это действие. Поэтому активное включение в деятельность опосредуется ценностями, принятыми в микросреде, а оценка результата деятельности ближайшим окружением закрепляет характер включения и форму самоорганизации конкретной деятельности. Следовательно, социальная среда выступает самостоятельным фактором формирования общей активности личности, и, соответственно, познавательной активности, как подсистемы активности общей. Общность, в которую входит студент, образует ряд сред, в которых происходит социализация личности. Под средой мы подразумеваем окружающее человека социальное пространство (в общем – как макросреда, в частном – как микросреда) как зону непосредственной активности личности.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Рекомендации педагога Бойковой Г.В. по профилактике неуспеваемости школьников
Для предупреждения неуспеваемости основное значение имеет совершенствование процесса обучения, усиление его воспитывающего и развивающего воздействия. Рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. Работа учителя должна б ...

Методы и приемы передачи ценностей и эмоционально-волевого развития младших школьников
Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования. Номенклатура методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, м ...

Развитие сенсорного восприятия в онтогенезе
Новорождённый ребёнок реагирует на свет и звук, чувствует прикосновение, запах и многое другое. Однако деятельность органов чувств у него ещё не совершенна, и развитие их требует определённых условий. Особенно большое значение для дальнейшего развития ребёнка имеет деятельность органов зрения и слу ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru