Информация о педагогике » Приемы обучения рисованию пейзажа » Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики

Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики

Составляя жизненные явления с их воспроизведением в поэзии, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребенок очень активен: все увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают поэты в своих произведениях, с которыми педагог умело, знакомит ребят.

Характеризуя особенности восприятия детьми дошкольного возраста стихов о природе, исследователь детского творчества В. И. Лейбсон отмечает, что они воспринимаются труднее, чем стихи о каком-то событии или факте. Объясняется это отсутствием в пейзажной лирике фабулы, описания героев, развития действий, которые в значительной степени привлекают внимание и интерес дошкольника. Он не может поставить себя на место центрального образа, что характерно для восприятия ребенка, а поэтому должен искать другие пути для проявления активности.

Трудности восприятия стихов о природе обусловлены еще и тем, что у детей, особенно городских, мало знаний о явления природы и ее образах, поэтому они не могут активно привлекать свой опыт.

Однако лирика природы, по выражению В. И. Лейбсона, развивает в детях «эстетическую зоркость». Эстетическое восприятие природы в поэтическом описании помогает дошкольнику осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке.

Эстетическое восприятие предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А поэтическое слово, как сигнал второй сигнальной системы, помогает ребенку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которое им ранее не воспринимались, т.е. поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.

Вывод: Эстетическое восприятие детьми пейзажной лирики способствует более глубокому познанию реальной действительности, природы, на котором базируется и детское творчество.

Новые статьи:

Анализ результатов экпериментальной работы
Для проверки эффективности различных подходов формирования технический знаний на занятиях "Технология" был проведен педагогический эксперимент. Целью экспериментальной работы являлось выявление наиболее эффективных технологий обучения школьников в формировании технических знаний. В этом к ...

Специфика коррекционной работы по формированию навыков и умений связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Определяя специфику обучения навыкам связной речи, мы исходили из утвердившегося в психолингвистике представления о речи как о совокупности отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно [16]. Этот же принцип предложен В.К. Воробьёвой [1]. При этом мы опираемся на следующие положе ...

Психолого - дидактические основы обучения по теме "Площади фигур"
Для успешного преподавания математики каждому учителю необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Осуществление дидактических принципов обучения также является условием успешного обучения. Рассмотрим подробнее важнейшие дидактические принципы обучения математике с учетом специфики темы ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru