Информация о педагогике » Развивающее обучение » Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения»

Организация поисковой деятельности ученика в работе В.В. Давыдова «Проблемы развивающего обучения»

Страница 1

Общепринятая в современной общеобразовательной школе форма организации учебного процесса в виде групповой работы учащихся под руководством учителя (классно-урочная система) справедливо вызывает нарекания со стороны педагогов-теоретиков и учителей-практиков. Изобретённая в своё время Я.А. Коменским для школы элементарных умений и навыков и сделавшая эту школу массовой и общедоступной, классно-урочная форма обучения не отвечает ни целям современного школьного образования, ни содержанию той деятельности учителя и учащихся, посредством которой эти цели реализуются.

В самом деле, усвоение знаний по своей природе является процессом психологическим и в этом смысле — сугубо индивидуальным. Ученик не может ничего усвоить, пока сам не выполнит определённые действия. С этой точки зрения наличие других учеников является для него сугубо внешним обстоятельством, которое может облегчать или затруднять процесс усвоения, ничего не меняя в нём по существу. Каждый ученик действует рядом с другими, но не вместе с ними; каждый из них усваивает знания сам и для себя.

С другой стороны, для того чтобы руководить процессом усвоения знаний, учитель должен проконтролировать и при необходимости скорректировать действия каждого отдельного ученика. Работая с группой учащихся, учитель всегда оказывается перед педагогической дилеммой: либо работать с классом как с одним обезличенным усреднённым учеником (на что и рассчитывал Я.А. Коменский); либо превратить групповую работу в сумму индивидуальных (и индивидуализированных) взаимодействий (чего, собственно и требует от учителя современный дидактический принцип индивидуального подхода к учащимся). Для школы, видящей свою цель в усвоении определённой суммы знаний, умений и навыков, трудно достижимым идеалом является репетиторская форма обучения, осуществляемого по формуле «один учитель — один ученик».

В условиях развивающего обучения, опирающегося на учебно-поисковую деятельность учащихся, такая форма организации учебного процесса в любых её вариантах оказывается неприемлемой. Исследование в принципе не может быть осуществлено как индивидуальная деятельность. Оно предполагает критическое сопоставление разных подходов, столкновение разных точек зрения, т.е. диалог исследователя с оппонентами. Отсутствие реальных оппонентов лишь усложняет задачу исследователя, который вынужден брать их роль на себя. Вне такого диалога — внешнего или внутреннего — исследовательская деятельность лишается какого бы то ни было смысла. Это полностью относится и к квазиисследовательской учебно-поисковой деятельности школьников.

Как уже отмечалось, поисковая деятельность ученика опирается на оценку той ситуации, которую создаёт в процессе обучения учитель. Но чтобы такая оценка стала исходным моментом направленного поиска, а не импульсом к слепым, беспорядочным «пробам» решить стоящую перед учеником задачу, она сама должна быть подвергнута критическому анализу, должна выдержать «пробу на прочность», столкнувшись с другими оценками, другими интерпретациями той же ситуации. Иными словами, чтобы начать действовать в качестве субъекта поисковой деятельности, ученик нуждается в активном оппоненте, имеющем свою точку зрения на сложившуюся ситуацию и заинтересованном в поиске выхода из неё.

Таким оппонентом может быть не учитель, создавший своими действиями ту или иную ситуацию, а независимый от учителя интерпретатор этой ситуации, т.е. другой ученик. Лишь столкновение, взаимный анализ независимых оценок может выявить силу и слабость каждой из них, преодолеть их ограниченность и односторонность, создав тем самым исходную предпосылку для осуществления разумного, целенаправленного поиска способа решения учебной задачи. Следовательно, для того чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения ученик может, если он действует не рядом с другими учениками, не независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развёртывается в рамках коллективного учебного диалога.

Понятно, что такой диалог возможен лишь при активном участии учителя, роль которого в нём существенно отличается от роли учащихся. Задача учителя состоит не столько в том, чтобы дать оценку той или иной точки зрения учащихся, сколько в том, чтобы своевременно выявить эти точки зрения, помочь ученикам сформулировать их, найти нужные аргументы и контраргументы при их анализе и оценке. Именно такое участие в коллективном диалоге даёт возможность учителю направлять деятельность учащихся, сохраняя её поисковый характер и не допуская её вырождения в простое исполнение заданных способов действия. Умение организовать и поддерживать коллективный учебный диалог является, по-видимому, наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя, осуществляющего развивающее обучение. Сложность этой задачи определяется тем, что она не имеет стандартных решений. В каждой конкретной ситуации учителю предстоит найти уникальные по содержанию и форме способы своего участия в диалоге, которые, с одной стороны, направляли бы его в нужное русло, не позволяя ученикам уклоняться в сторону под влиянием случайных ассоциаций, а с другой стороны — оставляли бы им достаточно свободы для дискуссии.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Способы формирования фонетических навыков у младших школьников
Для того, чтобы у учащихся сформировалось хорошее произношение есть много способов. Одним из таких способов являются специальные упражнения. К ним относятся: чтение русских слов, фраз (пословиц, поговорок), стихотворений с английским укладом. Чтение русских слов, фраз, стихотворений с английским «а ...

Система народного образования на Кипре
Система народного образования на Кипре складывалась в колониальный период. В 1959 г. — последнем году английского коло­ниального господства — в стране насчитыва­лось 57 средних школ (греческие, турецкие, армянские и смешанные), деятельность кото­рых контролировалась британской админи­страцией. Посл ...

Значение и задачи музыкального воспитания детей
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, ока ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru