Исследование уровня владения младшими школьниками основами речевого этикета

Страница 1

На основе наблюдения и анализа литературы по данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение и совершенствование речевого этикета у младших школьников.

Исследование проводилось в гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Задача констатирующего среза: выявление актуального уровня владения младшими школьниками речевым этикетом.

Для решения данной задачи было определено два класса – 3 «Б» и 3 «В» классы гимназии №2 г. Красноярска. В эксперименте принимали участие 40 человек. Как показало наблюдение, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классах нет.

Для проведения эксперимента были выделены следующие параметры:

l знание основных формул речевого этикета;

l умение использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения;

l умение анализировать использование способов выражения этикета с позиции уместности и целесообразности.

В ходе эксперимента использовались методики, ориентированные на младшего школьника и его психологические особенности.

Для оценки уровня знания учащимися формул речевого этикета испытуемым предлагалось задание на подбор синонимов к заданной этикетной формуле.

По результатам выполнения задания учащиеся были распределены по уровням. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определилось следующими критериями:

· высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;

· средний уровень – подобрано 2–3 выражения;

· низкий уровень – подобрано к каждой фразе менее 2-х выражений.

Количественный анализ работ учащихся показал следующие результаты:

Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета

Класс

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во учащихся

% учащихся

Кол-во учащихся

% учащихся

Кол-во учащихся

% учащихся

3 «В»

11

55

7

35

2

10

3 «Б»

10

50

7

35

3

15

Таблица 1 показывает, что из 40 испытуемых только 10% учащихся 3 «В» класса и 15% учащихся 3 «Б» класса показали высокий уровень; 35% учащихся 3 «В» класса и 35% учащихся 3 «Б» класса имеют средний уровень; преобладающим оказался низкий уровень знания формул речевого этикета: его продемонстрировали более половины из числа испытуемых.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
В обучении языку детей с нарушениями слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методические основы коммуникативной системы были разработаны и экспериментально подтверждены в 50-6 ...

Индивидуально-психологические особенности детей
Младший школьник - еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Н ...

Анализ сейсмологической обстановки на территории России и причины гибели и травматизма людей при землетрясении
Причиной землетрясений в России, как и в других странах, является активность тектонических плит. Чаще всего землетрясения происходят на Кавказе, в Камчатском крае, на Алтае, в последнее время участились толчки в Туве. Это обусловлено тем, что три плиты: Аравийская, Евразийская, Тихоокеанская контак ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru