Исследование уровня владения младшими школьниками основами речевого этикета

Страница 1

На основе наблюдения и анализа литературы по данной проблеме была спланирована экспериментальная работа, направленная на изучение и совершенствование речевого этикета у младших школьников.

Исследование проводилось в гимназии №2 Центрального района г. Красноярска.

Задача констатирующего среза: выявление актуального уровня владения младшими школьниками речевым этикетом.

Для решения данной задачи было определено два класса – 3 «Б» и 3 «В» классы гимназии №2 г. Красноярска. В эксперименте принимали участие 40 человек. Как показало наблюдение, по уровню успеваемости все ученики различаются между собой, но неуспевающих учеников в классах нет.

Для проведения эксперимента были выделены следующие параметры:

l знание основных формул речевого этикета;

l умение использовать выражения речевого этикета в соответствии с той или иной ситуацией общения;

l умение анализировать использование способов выражения этикета с позиции уместности и целесообразности.

В ходе эксперимента использовались методики, ориентированные на младшего школьника и его психологические особенности.

Для оценки уровня знания учащимися формул речевого этикета испытуемым предлагалось задание на подбор синонимов к заданной этикетной формуле.

По результатам выполнения задания учащиеся были распределены по уровням. Отнесение учащихся к тому или иному уровню определилось следующими критериями:

· высокий уровень – подобрано к каждой фразе по 3 и более выражений;

· средний уровень – подобрано 2–3 выражения;

· низкий уровень – подобрано к каждой фразе менее 2-х выражений.

Количественный анализ работ учащихся показал следующие результаты:

Таблица 1. Распределение испытуемых по уровням знания основных формул речевого этикета

Класс

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во учащихся

% учащихся

Кол-во учащихся

% учащихся

Кол-во учащихся

% учащихся

3 «В»

11

55

7

35

2

10

3 «Б»

10

50

7

35

3

15

Таблица 1 показывает, что из 40 испытуемых только 10% учащихся 3 «В» класса и 15% учащихся 3 «Б» класса показали высокий уровень; 35% учащихся 3 «В» класса и 35% учащихся 3 «Б» класса имеют средний уровень; преобладающим оказался низкий уровень знания формул речевого этикета: его продемонстрировали более половины из числа испытуемых.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Каковы потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели и каковы пути их минимизации
Потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели могут состоять в некритическом заимствовании опыта стран, практикующих использование соответствующей системы. Эта система, в основе своей англо-саксонского происхождения, вообще говоря, не ставит своей целью получение специалистов, обладающих ...

Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...

Связь живописи и поэзии
Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Отмечая влияние искусства на эстетическое воспитания дошкольников, Н. ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru