Исследование уровня владения младшими школьниками основами речевого этикета

Страница 2

речевой школьник младший этикет

Рис. 1 Уровни знания формул речевого этикета

Таблица 1 показывает, что из 20 учащихся 3 «В» класса подобрали одно либо не подобрали ни одного синонимичного выражения к предлагаемым формулам речевого этикета – 60% учащихся, подобрали 2–3 выражения – 35% учащихся, подобрали к каждой фразе по 3 и более выражения – 5% учащихся.

Таблица 2 показывает, что из 20 учащихся 3 «Б» класса подобрали одно либо не подобрали ни одного синонимичного выражения к заданным формулам речевого этикета – 55% учащихся, подобрали 2–3 выражения – 35% учащихся, подобрали к каждой фразе по 3 и более выражения – 10% учащихся.

Таким образом, данная методика позволила установить, что актуальный уровень знания испытуемыми основных формул речевого этикета требует специальной работы по его повышению.

Для получения более полной и объективной картины состояния речевого этикета учащихся нами была использована ещё одна методика – «клоуз-тесты»

. Эта методика позволяет проверить уровень владения испытуемыми выражениями речевого этикета с позиций их правильного использования в соответствии с той или иной ситуацией.

Отнесение учащихся к тому или иному уровню определялось на основании следующих критериев:

Высокий уровень – все три задания выполнены, допускается 1 неточность в формулировке;

Средний уровень – выполнены 2 задания, допущена 1 неточность в формулировке;

Низкий уровень – ни одного задания не выполнено, либо одно задание выполнено с погрешностями.

Как показывают данные, преобладающим является низкий уровень сформированности умения использовать выражения речевого этикета в соответствии с ситуацией. Показатели этого уровня равны 55%. В меньшей степени представлен средний уровень. Наименьшее количество испытуемых продемонстрировало высокий уровень.

Рис. 2 Уровни сформированности умения использовать выражения речевого этикета в соответствии с ситуацией

Таблица №3 показывает, что из 20 учащихся 3 «в» класса не выполнили ни одного, либо выполнили одно задание с погрешностями – 55% учащихся, выполнили 1–2 задания – 30% учащихся, выполнили верно все три задания – 15% учащихся.

Таблица №4 показывает, что из 20 учащихся 3 «б» класса не выполнили ни одного, либо выполнили одно задание с погрешностями – 55% учащихся, выполнили 1–2 задания – 35% учащихся, выполнили верно все три задания – 10% учащихся. Рассмотрим результаты третьей методики, выявляющей умение анализировать уместность и целесообразность использования способов выражения этикета. Эта методика ориентировала учащихся на нахождение и исправление ошибок в предложенных ситуациях общения

Учащимся были предложены речевые ситуации, записанные на карточках. Нужно было найти ошибки и исправить их.

Отнесение учащихся к тому или иному уровню определялось на основании следующих критериев:

Высокий уровень – найдены и исправлены все ошибки;

Средний уровень – найдены по 2–3 ошибки в каждой ситуации;

Низкий уровень – найдена и исправлена одна, либо не найдено ни одной ошибки по каждой ситуации.

Таблица 3. Распределение испытуемых по уровням сформированности умения анализировать использование способов выражения этикета с позиции уместности и целесообразности

Класс

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Кол-во

учащихся

%

учащихся

Кол-во учащихся

%

учащихся

Кол-во учащихся

%

Учащихся

3 «В»

15

75%

4

20

1

5

3 «Б»

17

85%

3

15

0

0

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru