Моторный метод

Для экскурсии специфической чертой является активная моторно-двигательная деятельность в ходе продвижения к объекту или наблюдения его во время автобусной поездки.

Остановимся на вопросе влияния расстояния, с которого педагог предлагает ученикам вести наблюдение объектов, на их восприятие. В самом общем виде можно сказать, что максимальным расстоянием будет то, при котором еще не утрачено воздействие объекта на экскурсантов. Если его видимость настолько ослабевает, что даже небольшие здания, стоящие на первом плане, оказываются более активными для восприятия, то можно констатировать предел влияния данного объекта на экскурсанта. И, наконец, при дальнейшем удалении от объекта наступает момент, когда все точки пространства кажутся лежащими в одной плоскости.

Как показывают исследования, оптимальными пределами для осмотра сооружения высотой 80-100 метров будут расстояния, равные высотам в зависимости от характера объекта и окружающей воздушной среды. При таком удалении объект показывается, но подробно не анализируется. Поэтому методически неправильно поступает экскурсовод, когда при большой удаленности объекта ведет детальную характеристику внешнего его облика.[12, c. 85] По мере приближения школьников к объекту он как бы начинает вырастать на глазах. Постепенно все чётче выступают особенности его композиции, затем начинают просматриваться крупные детали, наконец, декоративные орнаменты и т. п. И вот наступает момент, когда объект в восприятии претерпевает изменения: возникают перспективные сокращения, нарушаются взаимосвязь цветовых сочетаний, пропорции и размеры — ближе расположенные детали кажутся значительно более крупными вышележащих. Если движение группы к объекту продолжать, то происходит дальнейшее искажение его величины и формы; вскоре глаз не в состоянии будет охватить его целиком.

Расстояние, с которого наиболее отчётливо и цельно просматривается композиция объекта, равно примерно двум его высотам. Наилучшая точка осмотра объекта в целом будет та, при которой угол зрения экскурсантов равен 30 градусам.

Моторный метод—важное средство получения новых впечатлений и правильного, неискажённого восприятия объекта. Нередко в автобусных экскурсиях экскурсоводы неоправданно сокращают количество выходов, предпочитая показывать объекты из салона. Такая экскурсия не дает возможности приблизить объекты и лучше почувствовать реальную обстановку города, местного края. Вместе с тем и смена положения — из неподвижного в подвижное — уменьшает утомление и хорошо влияет на повышение активности учащихся. Другой распространенной ошибкой являются общие рассуждения экскурсовода в автобусе, не связанные с осмотром объектов. Если необходимо подвести итоги, то следует сделать остановку и обобщить зрительный материал, ответить на возможные вопросы. Во время движения у экскурсантов возникают и развиваются определенные пространственные представления. Вот почему нужно постоянно пространственно ориентировать школьников. Характер ориентации будет различен в зависимости от их возраста и знаний темы и цели экскурсии.[6, c. 207]

Перечисленные выше методы помогают оценить возможности, заложенные в экскурсиях по истории. Они ориентируют учителя на создание таких условий на экскурсии, когда наиболее продуктивно, творчески активно и самостоятельно протекает познавательная деятельность школьников по изучению и осмысливанию исторических фактов и закономерностей и происходит прочное усвоение знании, всестороннее развитие личности школьников.

Новые статьи:

Психологические и лингвистические характеристики связной речи
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью ( ...

Анализ уровня освоения вычислительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Цель: выявить изменения в уровне освоенности и решения арифметических задач детьми с ОНР. На контрольном эксперименте мы использовали те же методики, что и на констатирующем. Количественные данные контрольного эксперимента представлены в таблице: № п.п Фамилия, имя ребенка Диагностическая методика ...

Анализ программ по истории костюма и орнамента Древнего Египта
Следует обратить внимание на то, что на уроке декоративно – прикладного искусства в ДХШ достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приемов их изучения как средства эстетического воспитания, ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru