Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов, считая, что человек конструирует эмоции из своего опыта, что эмоции – продукт культуры, социализации и обучения. К. Изард предлагает несколько критериев, на основе которых можно определить базовые эмоции:
Базовая эмоция имеет отчетливые и специфические нервные субстраты;
Базовая эмоция проявляет себя при помощи мимики;
Базовая эмоция возникает в результате эволюционно-биологических процессов;
Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, осознаваемое человеком;
Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Этим критериям отвечают эмоции радости, интереса, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. К таковым можно отнести и эмоции стыда, смущения. Эмоция вины не имеет мимического и пантомимического выражения. (21, с. 63) Фундаментальными считаются эмоции, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т.е. их можно увидеть в экспрессивной мимике других приматов.
Любая фундаментальная эмоция имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Любая эмоция работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключения составляет эмоция становящаяся более интенсивной, чем того требует ситуация. Тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. В целом, эмоция несет конструктивное значение. Функция конкретной эмоции рассматривается на 3-х уровнях:
эмоция выполняет специфическую биологическую функцию, (например, поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц к мышцам, отвечающим за движения, вызывает эмоция гнева).
мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.
социальна функция: сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.(21, с. 75)
Эмоции неотделимы от личности, они характеризуют его личность. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, эмоции и отношение являются сарказм, юмор, ирония, сатира. (22, с.455) Высшие эмоции и чувства поддаются совершенствованию, что означает личностное развитие их обладателя.
Период младшего школьного возраста охватывает годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы и в деятельности внутренних органов.
Интенсивное физическое развитие вызывает у ребенка потребность в движении. Свойственную младшему школьнику двигательную активность не стоит сдерживать – это вызывает изменения в эмоциональном состоянии ребенка. Правильно организованная активность приводит к улучшениям эмоционального тонуса ребенка, делает эмоциональное самочувствие и поведение более ровным (47, с. 52).
Подходы к обучению грамматике
Первые сведения об изучении иностранных языков относятся к достаточно отдаленным временам: в эпоху расцвета культуры в Сирии, древнем Египте, Греции, Риме иностранные языки имели практическое и общеобразовательное значение в силу оживленных торговых и культурных связей между этими странами. Их роль ...
Школы ФРГ
В Федеративной Республике Германии организация народного образования находится в ведении отдельных земель (всего 10 земель). На каждой из этих территорий создано министерство, ведающее вопросами культуры, просвещения, вероисповеданий. На правах общефедеративного органа действует Постоянная конферен ...
Формирование личности в различных видах деятельности
«Личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе, как совокупность его деятельности, осуществляющей его отношение к миру». Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.