Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 3

Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивно-когнитивных процессов, считая, что человек конструирует эмоции из своего опыта, что эмоции – продукт культуры, социализации и обучения. К. Изард предлагает несколько критериев, на основе которых можно определить базовые эмоции:

Базовая эмоция имеет отчетливые и специфические нервные субстраты;

Базовая эмоция проявляет себя при помощи мимики;

Базовая эмоция возникает в результате эволюционно-биологических процессов;

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, осознаваемое человеком;

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции радости, интереса, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. К таковым можно отнести и эмоции стыда, смущения. Эмоция вины не имеет мимического и пантомимического выражения. (21, с. 63) Фундаментальными считаются эмоции, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т.е. их можно увидеть в экспрессивной мимике других приматов.

Любая фундаментальная эмоция имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Любая эмоция работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключения составляет эмоция становящаяся более интенсивной, чем того требует ситуация. Тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. В целом, эмоция несет конструктивное значение. Функция конкретной эмоции рассматривается на 3-х уровнях:

эмоция выполняет специфическую биологическую функцию, (например, поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц к мышцам, отвечающим за движения, вызывает эмоция гнева).

мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

социальна функция: сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.(21, с. 75)

Эмоции неотделимы от личности, они характеризуют его личность. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния, выступая как их органическая часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, эмоции и отношение являются сарказм, юмор, ирония, сатира. (22, с.455) Высшие эмоции и чувства поддаются совершенствованию, что означает личностное развитие их обладателя.

Период младшего школьного возраста охватывает годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы и в деятельности внутренних органов.

Интенсивное физическое развитие вызывает у ребенка потребность в движении. Свойственную младшему школьнику двигательную активность не стоит сдерживать – это вызывает изменения в эмоциональном состоянии ребенка. Правильно организованная активность приводит к улучшениям эмоционального тонуса ребенка, делает эмоциональное самочувствие и поведение более ровным (47, с. 52).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Участие детей в общественных работах
Помочи. Были такие деревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке, вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие, отзывчивость, совестливость. К работам такого рода относится оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудном положении ...

Практические задания как средство активизации учебного процесса
Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе является тесная связь обучения с трудом. Всемерное развитие самостоятельности и инициатива учащихся - одно из важнейших условий правильного построения преподавания всех школьных дисциплин, в том числе и основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) ...

Предмет морфологии и ее место в грамматике
Морфология (от греч. µορφη "форма" и λογοσ "учение", буквально "учение о форме") - это раздел грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. В задачи морфологии входит изучение основных понятий г ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru