Школы ФРГ

В Федеративной Республике Германии организация народного образования находится в ведении отдельных земель (всего 10 земель). На каждой из этих территорий создано министерство, ведающее вопросами культуры, просвещения, вероисповеданий. На правах общефедеративного органа действует Постоянная конференция министров культов, в составе которой имеется Германский комитет по вопросам просвещения и воспитания. Общий характер, направление и содержание работы школы определяются различными законами, земель, принятыми после 1946 года. В 1955 году Постоянная конференция приняла «Декларацию», в какой-то мере унифицировавшую работу всех школ ФРГ. Система общего образования включает народные школы, неполные средние школы и гимназии. Народная школа принимает детей с 6 лет и делится на две ступени: 1) основная школа (I—IV классы), которую обязаны посещать все дети; 2) старшая ступень народной школы (V—VIII, иногда IX классы), с 1965 года носит название «главная». После окончания обязательной ступени дети распределяются для дальнейшего образования путем отбора «по способностям» и конкурсным экзаменам. 75—80% детей остаются доучиваться на старшей ступени, по окончании которой они должны заниматься в основном физическим трудом. Среди них лишь немногие поступают в низшие профессиональные школы, еще меньше попадают в особые подготовительные классы, из которых можно поступить в сокращенные гимназии (IX—XI классы). 20—25% учащихся основной школы, признанные способными к дальнейшему образованию и выдержавшие экзамены, переходят в неполные средние школы с шестилетним сроком обучения — с 1965 года именуются «реальными» — и в классические гимназии с девятилетним курсом. Гимназия — основной тип средней школы, только она готовит учащихся к высшему образованию.

Народные школы организованы по конфессиональному принципу и делятся на католические, евангелические и др. Деление школ по различным вероисповеданиям приводит к большой дробности и малокомплектности.

Более половины народных школ ФРГ являются одно- и двухкомплектными. В народной школе действует комплексная система обучения, уделяется большое внимание ручному труду, садоводству и огородничеству, в тесной связи с этими занятиями изучается естествознание, преподавание которого имеет резко выраженный практический уклон. Большое место в учебно-воспитательной работе школы занимает религия, на преподавание которой отводится по 2—4 часа в неделю. Гимназии делятся на классические, новых языков и естественно-математические. В классической гимназии изучаются латинский, греческий и один современный язык. Учебный план других типов общий для V—Х классов. В старших классах усиливается внимание к профилирующим дисциплинам. Во всех типах гимназий главное внимание обращено на преподавание языков и математики. В гимназию принимаются в подавляющем большинстве дети из буржуазных слоев населения. Однако далеко не все они оканчивают гимназию вследствие большого отсева, который становится массовым в последних, старших классах. Только 25—30% учащихся получают аттестат зрелости, что составляет около 5% всей молодежи данного возраста. Таким образом, в ФРГ только незначительная часть молодежи получает полное среднее образование. Шестилетняя неполная средняя школа — реальная — готовит кадры средней квалификации и предназначается для тех детей, которые якобы обладают «теоретико-практическими способностями». В эту школу поступают главным образом дети мелкой буржуазии и материально обеспеченных рабочих. В учебный план этой школы включаются следующие предметы, изучаемые по выбору учащихся: латинский и французский языки, естественнонаучные предметы, музыка, физкультура, ручной труд, домоводство и др. Все эти предметы имеют прикладной, утилитарный характер и ставят своей целью готовить учащихся к практической деятельности. Окончившие школу имеют право поступить (после обучения в профессиональной школе и двухлетней производственной работы) в средние технические учебные заведения.

Система народного образования в ФРГ носит открыто выраженный классовый характер. Распределение учащихся по типам школ соответствует классовой структуре западногерманского общества. Профессиональное образование включает в себя различные типы школ, среди которых много низших профессиональных школ, работающих на базе народной школы с узкой производственной специализацией. Другие профшколы принимают окончивших 10 классов неполных средних школ или гимназий и дают право поступления в технические вузы. Высшее образование дается в университетах и специальных институтах. Учителя народных школ готовятся в педагогических институтах и академиях с трехлетним сроком обучения на базе гимназий. Окончившие институт сдают первый учительский экзамен и работают стажерами в народных школах. После двух-трех лет педагогической работы они держат второй учительский экзамен, дающий право на штатную должность. Учителя гимназий готовятся в университетах. Они получают полные права учителя после двухлетней практической работы и сдачи второго учительского экзамена.

Новые статьи:

Основные характеристики технологии личностно-ориентированного обучения
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий. В последние годы образовательное ...

Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...

Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6 лет
Методика проведения занятий по лепке из соленого теста мало отличается от лепки из таких традиционных материалов как пластилин и глина. Тем самым говоря о методике лепки из соленого теста можно говорить о методике лепки из пластилина и глины. Различие будет заключаться лишь в том, что лепка из соле ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru