Информация о педагогике » Функционирование образовательной системы в послевоенный период в СССР и Европе

Функционирование образовательной системы в послевоенный период в СССР и Европе

Актуальность темы данной работы определяется целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, вступлением ведущих мировых держав в стадию перехода к информационному обществу, в котором впервые в истории человечества знания и образование востребованы как важнейший элемент развития и прогресса.

Во-вторых, необходимостью обстоятельного анализа как советского, так и западного исторического опыта разработки и осуществления государственной политики в области образования для выяснения реальной роли государства, его структур и институтов в деле поддержки образовательных учреждений.

В-третьих. Хорошо известно, что реформирование общества невозможно без развития и совершенствования структуры и содержания образования, приближения целей и задач обучения и воспитания к потребностям общества и государства.

Цель работы рассмотрение функционирования образования и его переход к общему среднему, исторических предпосылок и особенностей разработки и осуществления советской государственной и зарубежной политики в сфере образования в 30-90-е гг. при переходе ко всеобщему среднему образованию.

В послевоенный период мир претерпел существенные геополитические изменения. На развитии образования особенно сказалось то, что после окончания войны Европа оказалась разделенной на сферы влияния стран-победителей. Большинство государств оказались под влиянием США и Великобритании, ряд стран Восточной и Центральной Европы контролировались Советским Союзом. Германия была поделена на две части с различными политическими системами. Даже город Берлин был разделен на Восточный и Западный. Западный Берлин фактически стал отдельным государством. Политологи стали употреблять термины «Запад» и «Восток». К странам Запада стали относить Францию, Италию, Испанию, страны Скандинавии, Западную Германию (Федеративная Республика Германии — ФРГ), Бельгию, другие страны Западной и Центральной Европы и, конечно, страны-победители — США и Великобританию. К странам Востока стали относить территории, которые были освобождены непосредственно советскими войсками и в которых были образованы органы государственного и политического управления под контролем СССР. К ним относились Прибалтика, Польша, Восточная Германия (Германская Демократическая Республика — ГДР), Болгария, Чехословакия, Венгрия, Югославия и Албания. В число стран социалистического лагеря входили также Китай и Монголия.

Сложившаяся в мире политическая ситуация позволяла говорить о делении мира на страны с двумя различными политическими системами: демократической ориентации, или, как их называли сторонники марксизма, капиталистические, и страны социалистического лагеря. Кроме того, выделялась группа экономически слабо развитых или развивающихся стран — стран третьего мира. Сложилась ситуация противоборства коммунизма и капитализма. Идеологическое и экономическое противостояние двух политических систем получило название холодной войны.

Почти пятьдесят лет народы Востока и Запада Европы не имели друг о друге достоверной информации, были лишены свободы передвижения, возможности научных контактов и даже поддержания родственных связей, что являлось настоящей трагедией для многих семей, в частности в Германии. Железный занавес, а также идеологизация общественной жизни в странах Восточной Европы и СССР фактически привели к возникновению двух направлений в развитии педагогической науки, столь различных и невзаимосвязанных, что в обиходе «советская педагогика» и «буржуазная педагогика» стали обозначать принципиально разные науки. Аналогичные явления наблюдались и в психологии, и в философии, и в других общественных науках. Более того, в социологической и психолого-педагогической науке советского периода можно встретить трактовки понятия «личность советского человека» как человека особого, отличающегося по многим психологическим характеристикам от всех остальных людей, живущих на планете.

В качестве задач исследования рассмотрим: изучение научных основ исследования проблемы разработки и реализации образовательной политики в СССР и за рубежом 60-90-е годы; анализ противоречивого характера образовательной политики в СССР в 60-середине 70-х гг., связанной с переходом к среднему всеобучу; раскрытие истоков и основного содержания кризисных явлений в советской образовательной системе на рубеже 70-80-х гг.; выяснение предпосылок и основных направлений реформы общего и профессионального образования в СССР в 80-е гг., ее взаимосвязь и взаимозависимость с общим ходом политических и экономических реформ в стране в эти годы; исследование идеологии и основных направлений реформ в сфере единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения в странах Запада; выяснение предпосылок усиления государственного влияния на школу и формирования собственной школьной политики в западноевропейских странах; изучение истоков гуманистическое направление в педагогике в западноевропейских странах. Предметом исследования избрана образовательная политика, государственное руководство ее разработкой и осуществлением, дающие ключ к пониманию кризиса советской и зарубежной образовательных моделей и позволяющие наметить принципы и основные направления их реформирования. Хронологические и территориальные рамки исследования. Нижние границы хронологических рамок исследования объясняются тем, что на рубеже 50-60-х гг., по мнению ряда историков, завершилось формирование экономических основ индустриального общества. Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этот процесс должен был найти свое продолжение в социальной, в первую очередь, в образовательной сфере. По сути, именно этот качественно новый рубеж в развитии общества обозначил задачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка, а затем и реализация этой государственной установки составила главное содержание образовательной политики на протяжении всего исследуемого периода. Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществления вызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и профессионального образования. Наиболее радикальный характер в их числе носила реформа начала 90-х гг., в СССР не завершившаяся и сегодня. Поэтому верхние рамки исследования доходят, практически до конца 90-х гг. В территориальные рамки исследования входит Российская Федерация и ряд стран западной Европы. Источники. Историография - раскрываются методологические и теоретические основы исследования, дается развернутая характеристика источников и историографии. В историографии различным аспектам темы исследования было посвящено большое число публикаций, диссертационных исследований, обобщающих опыт деятельности всех звеньев партии и государства по разработке и осуществлению образовательной политики. И, прежде всего, в этом смысле (чисто количественном) можно говорить о ее широкой разработанности в литературе. Вместе с тем, нельзя не видеть, что данное направление исследований развивалось в русле общей концепции историко-партийной науки, исходившей из того, что политика советского государства - это марксизм-ленинизм в действии. Решения директивных партийных органов лишь комментировались и однозначно оценивались как новый этап, развивающий представления классиков научного социализма, а практическая деятельность местных и первичных партийных организаций представлялась как последовательное осуществление партийной политики и преодоление объективных противоречий и субъективизма отдельных педагогических коллективов и педагогов. Следствием этого явился схематизм в изложении, приоритет передового опыта над недостатками, отсутствие критического анализа. Тем не менее, очевидный поворот к проблемам образования как в общественно-политической практике, так и в проблематике научных исследований уже к концу 50-х годов обусловил появление целого ряда работ, в которых нашли отражение актуальные проблемы развития народного образования.13 «Информационный взрыв» в области исследований образовательной политики был закреплен принятием в 1958г. «Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В 60-е годы было опубликовано большое количество статей, монографий, были защищены многочисленные диссертации, посвященные проблемам текущей образовательной политики и нерешенным вопросам, выявлявшимся в ходе проведения образовательных реформ. Вместе с тем, для работ этого времени характерен скорее иллюстративный подход к оценке явлений. Авторы видели свою цель в том, чтобы представить читателю общую картину развития системы образования. Характерно и то, что все эти работы, отчасти вскрывая имевшиеся недостатки, не ставили под сомнение саму идею, концепцию реформ. Поэтому содержавшиеся в них отдельные критические замечания при всей остроте поставленных вопросов носили частный характер. Многие работы данного периода представляли собой скорее научно-публицистический отклик на актуальные текущие социально-политические темы (соединения обучения с производительным трудом, оптимизации учебного процесса, взаимодействия администрации и партийных организаций образовательных учреждений и т.д.) и обеспечивали оперативную разработку историками вопросов современной политики. В то же время нельзя отрицать значения исследований данного времени для накопления фактического материала, постановки и первичного осмысления актуальных вопросов государственной образовательной политики. В этой связи, на наш взгляд, немалый интерес представляют собой работы, посвященные экономике образования. Значительно возрастает интерес исследователей к проблемам образования в 70-е - 80-е годы. Причем, исследования велись по широкому кругу вопросов, охватывающих исторический, социологический и педагогический аспекты этих проблем. В данной связи вначале отметим общетеоретическое и прикладное значение публикаций, посвященных проблемам культурного строительства и истории интеллигенции (в т. ч. вопросам, связанным с подготовкой и деятельностью такого ее отряда, как работники системы образования). В последнем случае, обратим внимание на появление в середине 80-х годов обобщающих работ Кривошеева В.Ф., Леднева В.П., ознаменовавших начало выхода исследователей на уровень подлинного обобщения исторического опыта подготовки специалистов-педагогов в условиях советского общества. В статьях, монографиях, диссертациях партийных и советских работников, педагогов, управленцев, ученых-обществоведов, наряду с пропагандой передового педагогического опыта, характеристикой количественных показателей развития системы образования, усиливается внимание к концептуальному осмыслению перспектив развития отрасли, исходя из задач, диктуемых научно-техническим прогрессом. Вне всякого сомнения, наибольшее число публикаций советских историков непосредственно затрагивало проблемы партийного руководства системой народного образования. Одной из характерных черт подобного рода литературы, явилось, прежде всего, обращение к авторитету разнообразных текущих партийных форумов.

Эти работы достаточно адекватно отразили картину партийного руководства сферой образования как целостной системой. Более того, как не парадоксально это покажется на первый взгляд, но без их изучения вряд ли можно в полной мере ощутить сам «дух» эпохи, ее идейную атмосферу. Методы исследования: источниковедческий анализ, интерпретация и смысловая реконструкция изученного материала; педагогическая классификация и типология, позволяющие систематизировать реконструируемые историко-педагогические феномены и выявить их различия и сходства; генетический метод, позволяющий увидеть становление идей и институтов; метод единства логического и исторического осмысления изучаемых феноменов; ретроспективный метод, позволяющий взглянуть на явление с

точки зрения его динамики от более развитых форм к менее развитым; сравнительно-исторический, который помогает без нарушения правил исторической реконструкции явления сопоставлять его с другими явлениями синхронно и диахронно, внутри одного региона и за его пределами; семантико-терминологический, показывающий динамику смыслового наполнения тех или иных терминов; герменевтический, который проясняет значение сообщений источников на текстуальном уровне и позволяет наполнить их личностным смыслом. Научная новизна исследования.

Работа является исследованием, построенным на современных источниках и посвященным изучению в комплексе серии реформ в сфере образования, проведенных в СССР-России в 60-90-е гг. и восстановления национальных систем образования в западноевропейских странах в послевоенный период. Новизна работы также состоит в том, что было вскрыта и научно доказана взаимосвязь процесса завершения индустриальной модернизации в СССР на рубеже 50-60-х гг. и поставленной в партийных документах задачи перехода ко всеобщему среднему образованию. Был показан противоречивый характер образовательной партийно-государственной политики в 60-70-е гг., вскрыты истоки и сущность кризиса в этой сфере жизни общества в начале 80-х гг. Научная новизна исследования заключается также в том, что была проанализирована с современных научных позиции реформа общеобразовательной и высшей школы СССР в 80-е гг., показано несоответствие правильных в целом политических установок и реальных материально-технических и организационных возможностей их реализации в условиях надвигавшегося всестороннего кризиса советской общественно-политической и экономической системы. Были показаны различные подходы к образовательной политике, представленные в различных странах западной Европы. Научная и практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволяют составить более полное и рельефное представление не только о государственной политике в сфере образования на протяжении 40 лет, но также об отечественной и западноевропейской истории этого периода в целом. С учетом этого, работа имеет вполне определенное практическое значение. Ее материалы могут быть использованы при корректировке образовательной политики на нынешнем и последующем этапах реформирования общего и профессионального образования в России и за рубежом. Они могут также быть использованы в процессе углубленного изучения истории России.

Новые статьи:

Исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. ...

Цели место и изучения функциональной линии
Ни одно из других понятий не отражает явлений реальной действительности с такой непосредственностью и конкретностью, как понятие функциональной зависимости. Ученик буквально на каждом шагу встречается с разными применениями функциональной зависимости, в том числе изображённой в виде графиков и диаг ...

Каковы потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели и каковы пути их минимизации
Потенциальные издержки принятия Россией Болонской модели могут состоять в некритическом заимствовании опыта стран, практикующих использование соответствующей системы. Эта система, в основе своей англо-саксонского происхождения, вообще говоря, не ставит своей целью получение специалистов, обладающих ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru