Развитие высшего и среднего специального образования

Страница 1

Принятый XVIII съездом ВКП(б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938—1942) предусматривал проведение широкого круга мероприятий по поднятию культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда. Планом намечалось довести контингент учащихся в вузах и втузах до 650 тыс., с тем, чтобы главное внимание в ближайшие годы было обращено на повышение качества высшего образования. Задания третьего пятилетнего плана успешно выполнялись. В 1940/41 учебном году в стране насчитывалось 817 вузов с контингентом обучающихся 812 тыс. (в том числе с отрывом от производства — 585 тыс.) и 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось 975 тыс. человек. За три года третьей пятилетки было подготовлено и направлено в народное хозяйство 328 тыс. специалистов с высшим и 678 тыс. со средним специальным образованием. Выполнение третьего пятилетнего плана было прервано второй мировой войной, развязанной гитлеровской Германией. В годы войны высшие и средние специальные учебные заведения понесли большие потери в учебно-материальной базе. За военные годы (1941— 1945) было подготовлено всего 302 тыс. специалистов с высшим образованием и 540 тыс. со средним специальным образованием — значительно меньше, чем за три предвоенных года. В связи с этим, а также с большими потерями специалистов во время войны в четвертой пятилетке (1946—1950) страна ощущала острый недостаток специалистов. В течение 1946—1948 гг. в СССР было построено, восстановлено и введено в действие около 4 тыс. государственных промышленных предприятий. Для них в большом количестве требовались высококвалифицированные инженеры и техники. Чтобы представить, сколь остро стояли в те годы вопросы подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием, достаточно указать, что насыщенность народного хозяйства инженерами в 1950 году составляла только 89 человек на 10 тыс. рабочих и служащих и была ниже, чем в 1940 году. Партия и правительство осуществили ряд мер по расширению сети вузов и техникумов. Преодолевая серьезные трудности с материальной базой и профессорско-преподавательскими кадрами, высшие и средние специальные учебные заведения страны в годы первой послевоенной пятилетки (1946—1950) подготовили 652 тыс. специалистов с высшим и 1 278 тыс. со средним специальным образованием. Пятый пятилетний план (1951—1955) предусматривал дальнейший подъем всех отраслей народного хозяйства, рост материального благосостояния народа, развитие здравоохранения и культуры. В соответствии с задачами дальнейшего развития народного хозяйства и культуры в плане предусматривалось увеличить за пятилетие выпуск специалистов всех родов из высших и средних специальных учебных заведений примерно на 30—35%, а выпуск специалистов из высших учебных, заведений для важнейших отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства примерно в 2 раза. В целях обеспечения возрастающей сети школ необходимым количеством учителей намечалось увеличить прием в педагогические институты в 1951—1955 гг. на 45% по сравнению с приемом за 1946—1950 гг.; предусматривалось увеличение приема в педагогические институты Литовской ССР в 2,3 раза, Латвийской ССР — на 90% и Эстонской ССР — на 60%, с тем, чтобы преодолеть отставание среднего образования в этих республиках, унаследованное от буржуазного строя. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к повышению образования, намечалось обеспечить дальнейшее развитие заочных и вечерних высших и средних специальных учебных заведений для обучения трудящихся без отрыва от производства. Были предусмотрены меры по расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру (примерно в 2 раза по сравнению с предыдущей пятилеткой), улучшению научной работы высших учебных заведений, использованию научных сил для решения важнейших вопросов развития народного хозяйства, обобщению передового опыта и обеспечению широкого практического применения научных открытий. Задания пятого пятилетнего плана по развитию высшего и среднего специального образования были успешно выполнены.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Понятие «Проектная методика»
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения , где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащег ...

Вопросы подготовки детей к школе в психолого-педагогической и методической литературе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учест ...

Эмоциональная отзывчивость
Как уже отмечено ранее, главным показателем музыкальности Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Рассматривая эмоциональную отзывчивость как ядро музыкальности, остановимся на характеристике понятия "эмоции". Многие исследователи в различной литературе дают понятие эмоция ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru