Обоснование педагогических инноваций

Страница 1

Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.

Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно представить следующей таблицей (см. табл.1.2) [6].

Таблица 1.2.Связь педагогических технологий с социальным заказом

Элементы инновационных педагогических технологий

Факторы современного социального заказа системе высшего образования

1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: "студент – субъект образования: индивид – личность – человек".

Целостное восприятие окружающего мира как "био-социо-дух" и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры.

2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе.

Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий).

3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе.

Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией "человек свободный" в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления.

4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе.

Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.

5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой.

Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.

6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования.

Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией "горизонтальных" коммуникаций.

Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Слагаемые культуры

На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения [12].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru