Современное образовательное пространство состоит из 2-х типов педагогических процессов - инновационных и традиционных.
Если рассматривать вуз как тренировочную площадку с программой обучения, заданной социальным заказом, то связь педтехнологий с факторами современного социального заказа в системе высшего образования можно представить следующей таблицей (см. табл.1.2) [6].
Таблица 1.2.Связь педагогических технологий с социальным заказом
Элементы инновационных педагогических технологий |
Факторы современного социального заказа системе высшего образования |
1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: "студент – субъект образования: индивид – личность – человек". |
Целостное восприятие окружающего мира как "био-социо-дух" и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры. |
2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе. |
Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен. Овладение технологией прогнозирования ситуаций, предупреждения чрезвычайных событий (вместо преодоления последствий). |
3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе. |
Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией "человек свободный" в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления. |
4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе. |
Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях. |
5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой. |
Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни. |
6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования. |
Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией "горизонтальных" коммуникаций. |
Инновация - это теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество, которое осуществляется на 3-х уровнях: макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
На макроуровне инновации затрагивают изменения во всей системе образования и приводят к изменению ее парадигмы. Как правило, они являются следствием изменений, происходящих в обществе (стране, мире, социуме). Смена индустриальной цивилизации на постиндустриальную меняет запросы общества во всех сферах жизни, и меняет тем самым тип культуры (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1. Слагаемые культуры
На мезоуровне инновации направлены на изменения в образовательной среде региона, в конкретных учебных заведениях. В основном речь идет о создании новых учебных заведений на базе новых концептуальных подходов. Сегодня в России можно выделить 4 типа учебных заведений как средних, так и высших: элитарные учебные заведения, конъюнктурные учебные заведения, экспериментальные и традиционные учебные заведения [12].
Опорные конспекты как один из способов реализации
принципа системности и систематичности при изучении химии в средней
общеобразовательной школе
Одним из приемов реализации принципов обучения, в частности принципа системности и последовательности, является так называемая система В. Ф. Шаталова, в основу которой положены опорные конспекты (схемы, сигналы). Примером таких сигналов по химии могут быть опорные схемы, разработанные И.И. Супоницк ...
Особенности применения аутентичных материалов на старшем этапе обучения
аудированию
аудирование аутентичный материал обучение Как нами было выявлено в первой части данной главы снятие культурных трудностей, и трудностей связанных с языковыми аспектами, облегчает овладение аудированием и дает быстрые и ощутимые результаты. Однако такое искусственное облегченное аудирование не готов ...
Художественное своеобразие сказки А.С. Пушкина
"Сказка о рыбаке и рыбке"
Народное поэтическое творчество для Пушкина - это прежде всего форма национального самосознания. Фольклор как система складывается из жанров, и каждый жанр выполняет свою особую функцию в процессе народного самосознания. Сказка в ряду других жанров - особенное явление. В ней соединились те художест ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.