Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость модернизации системы высшего образования. В совокупности с наукой, общественно-политическими институтами, культурой система высшего образования становится важнейшим фактором создания в России инновационной экономики на принципиально новой технологической основе, ключевым средством развития человеческого потенциала и обеспечения демократических свобод высоконравственной, интеллектуально и физически развитой личности.
Кризис системы профессионального образования свидетельствует о разрыве между резко изменившимися условиями жизни и образовательной системой, ее целями, видами, содержанием и технологиями обучения. Традиционная технология обучения, основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанная на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам студент, выступающий не как объект, а как субъект обучения.
Традиционная организация преподавания и обучения исходит из того, что преподаватель – это эксперт, а обучающиеся – пассивные получатели знаний. Такая организация учебного процесса подавляет стимулы к ведению открытой дискуссии, необходимой для выявления и смягчения различий между подгруппами. Зависимость в получении знаний от преподавателя тормозит развитие навыков подсознательного мышления более высокого порядка межпознавательных навыков, которые ценятся в условиях современной экономики. Обучающиеся не вступают в активное взаимодействие с содержанием обучения и, таким образом, не участвуют в процессах выбора, оценки, контроля и формулирования проблемных задач. У них нет достаточной возможности учиться методом проб и ошибок. Такая зависимость в получении знаний от преподавателя тормозит развитие навыков решения проблем, подавляет инициативу и нарушает навыки самообразования, необходимых для решения различных проблем и задач.
Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ "Об образовании" востребуют опережающего профессионального образования, в котором акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности студента. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать и соответственно качества на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами.
В современное время подходы к теории и практике образования, и воспитания заметно изменяются под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий. Таким образом, актуальность выбранной темы обоснована.
Российская система образования уже вплотную подошла к внедрению инновационных технологий и методов в учебный процесс в широком масштабе, одним из которых является кейс-метод.
Представляется, что до сих пор не разрешены противоречия между насущной необходимостью внедрения инновационных методов, одним из которых является кейс-метод, в учебный процесс в вузе и отсутствием теоретических работ по использованию данного метода применительно к гуманитарной сфере в целом и экономике в частности, а также отсутствием теоретического обоснования и описания процесса создания учебно-методического кейса, составным компонентом которого является его алгоритм, интегрирующий содержательную сторону этого процесса и его психолого-педагогический аспект в рамках личностно-ориентированного подхода.
Вышеуказанные противоречия привели к формулировке проблемы, суть которой заключается в необходимости теоретического обоснования и практической интеграции инновационных технологий, в частности кейс-метода, в учебный процесс. Решение этой проблемы составляет цель исследования – разработка методических рекомендаций по преподаванию дисциплины "Региональная экономика", основанных на инновационных образовательных технологиях в высшей школе, в частности такого метода обучения, как кейс-метод.
Объектом данного исследования является процесс преподавания дисциплины "Региональная экономика". Предметом исследования – инновационные технологии, в частности кейс-метод, технологии его разработки и использования в процессе формирования методических рекомендаций по преподаванию дисциплины "Региональная экономика".
В основу исследования была положена гипотеза: если провести анализ педагогических инновационных технологий, разработать конкретные рекомендации, основанные на кейс-методе применительно к дисциплине "Региональная экономика", то эффективность обучения повысится, а именно данный метод воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Из поставленной гипотезы вытекают основные задачи, а именно: изучить теоретические основы инновационных технологий в педагогическом процессе, разработать методические рекомендации по преподаванию дисциплины "Региональная экономика", основанных на педагогических инновационных технологиях, в частности кейс-методе, решением которых должны стать практические результаты
Методика организации разнообразных видов и типов уроков естествознания в
начальной школе и современные требования к проведению этих уроков
Учебно-воспитательный процесс — это целостная систем организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного естественнонаучного образования, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает: - усвоение основного учебного материала; - углубление и развитие знан ...
Структура теста
Любой тест имеет в своем составе несколько частей. Это руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов, шаблоны для обработки данных. В руководстве приводятся данные о целях тестирования, результатов проверки на надеж ...
Особенности работы по изучению частей речи в начальных
классах
Система работы над темой "Имя существительное" (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснов ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.