Качественное различие инновационного и традиционного обучения

Страница 1

Поскольку педагогическая деятельность (педагогическая практика) - это гуманитарная человеческая практика, то, следовательно, способ образования самой практики (деятельности) и может служить основанием для различения практик. Главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование. Общеобразовательная школа с ее традиционной педагогической практикой является государственным учреждением, поэтому цели обучения и воспитания перед педагогами и детьми ставит государство в лице министерства образования. Это означает, что школе предписано сформировать "полезного человека-функцию", и для этого ей вменяются вполне определенные учебные планы, программы, а также формы и методы работы. Сказанное относится и к педпроцессу в вузах. В любом государственном учебном заведении нормы и формы педагогической деятельности стандартизированы. На рисунке это выглядит следующим образом (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Зависимость массовой школы от госзаказа

Инновационная педагогическая деятельность возникает в ситуации дифференциации социума на государство и общество, а также дифференциации самого общества на группы, слои и т.д. Это и обусловливает появление у разных людей разных представлений о том, какими должны быть пути и формы развития личности, какими методами следует обучать и воспитывать, а главное, какие при этом достигаются цели. Все эти общественные запросы вызывают к жизни педагогические инновационные практики, которые ориентированы не на выполнение госзаказа, а на разработку новых идей, новых норм развития и форм педагогической практики. Источником инновационных изменений педагогической практики государственных учебных заведений являются идеи личностного и общественного развития. Поэтому инновационные практики - это всегда авторские, персонифицированные школы (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Различия инновационной и традиционной педагогических практик

Итак, различие в целе- и формообразовании традиционной и инновационной практик обнаруживается как:

· различие источников возникновения целей и форм;

· различие в природе нормативности;

· различие форм социальной деятельности.

Различие между традиционной и инновационной практиками оказывается еще более заметным, если представить их как разные педагогические системы.

Педагогическая система - это особая форма совместной деятельности педагогов и учеников в рамках педагогической практики. Массовая педагогическая практика имеет черты традиционной системы. Традиционным называют общество, которое существует за счет воспроизводства (традирования) определенных форм жизни, норм, традиций, идеалов. При этом дети и взрослые учатся на опыте предшествующих поколений, осваивают и воспроизводят их способы отношения к миру. Педагогическая система, ориентированная на передачу опыта предшествующих поколений, образцов, норм, традиций, будет называться традиционной педагогической системой.

В государственной школе и учитель, и его воспитанник отстранены, отчуждены от выработки целей и форм совместной деятельности, а значит, они вынуждены осваивать те педагогические формы, которые специализированы на передаче норм, образцов, традиций (урок). Как отмечает Г.Н. Прозументова, педагог и его воспитанник в этом случае оказываются в иерархических связях: учитель разъясняет, требует, контролирует и оценивает, ученик - слушает, выполняет, воспроизводит, подчиняется.

Традиционная система характеризуется, определенным типом соорганизации: функционально-иерархической зависимостью участников совместной деятельности. Такая педсистема стабильна, упорядочена, внеличностна и исключает субъектное развитие участников учебно-воспитательного процесса. По сути своей традиционная система - формально-функциональная, т.к. нацелена на решение определенного класса задач: воспитать приобретающего и воспроизводящего информацию человека (человека-функцию, человека технократического).

Поскольку традиционная система внесубъектна, то она и нерефлектируема изнутри, что не только блокирует внутренние механизмы развития, целе- и формообразования, но и способствует мифологизации педагогической системы. Как только меняется общественное развитие и у субъектов появляются возможности осуществить свои личностные смыслы, так появляются инновационные педагогические системы. Не только обучаемые, но и преподаватели в этом случае озабочены тем, чтобы обрести новые формы и смыслы собственного развития, причем не только на материале прошлого, но и на материале настоящего.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Опытная педагогическая работа
Экспериментального исследование проводилось на базе средней школы Республики Дагестан Целью опытно-экспериментальной работы изучение знаний о культурных традициях, влияющих на формирование личности школьника. На первом – констатирующем этапе осуществлялся предварительный мониторинг возможностей нач ...

Планирование и методика проведения занятий по развитию сенсорного восприятия
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании заня ...

Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности. Педагог должен сделать ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru