Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО).
Компетенция ПКНО-4 определяется как "готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе".
Под компетенцией ПКНО-4 мы понимаем способность создавать условия, которые будут способствовать адаптации детей младшего школьного возраста при начале обучения в школе.
Данная компетенция является обязательной согласно ФГОС ВПО "Психолого-педагогическое образование". Ее значимость определяется необходимостью подготовки выпускников имеющих навыки:
- облечения процесса адаптации школьников к обучению в начальной школе;
– прогнозирование дальнейшего развития событий в обучении и воспитании школьников.
Структура компетенции ПКНО-4:
Бакалавр знает
– теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования достижений обучающихся и воспитанников;
умеет
– проверять и оценивать уровень обученности и воспитанности школьников;
- прогнозировать дальнейшее развитие событий в обучении и воспитании детей;
владеет
– навыками проверки, оценки уровня обученности и воспитанности школьников;
-навыками прогнозирования дальнейшего развития событий в обучении и воспитании детей.
Планируемые уровни сформированности компетенции ПКНО-4:
Уровни сформированности компетенции |
Основные признаки уровня |
Пороговый уровень |
– имеет представление о теории обучения и воспитания, о диагностировании достижений обучающихся и воспитанников; – умеет подбирать методики для проверки и оценки уровня обученности и воспитанности школьников, статистически обрабатывать и анализировать данные; – способен предполагать пути решения индивидуальных жизненных проблем ребенка. |
Повышенный уровень |
– знает теорию обучения и воспитания, теорию диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; – умеет применять соответствующие методики для проверки и оценки уровня обученности и воспитанности школьников, статистически обрабатывать и анализировать данные; выявлять динамику и тенденции, прогнозировать дальнейшее развитие событий в обучении и воспитании детей; – способен намечать и реализовывать эффективные пути решения индивидуальных жизненных проблем ребенка. |
Данная компетенция не прописана в учебном плане бакалавров-психологов образования, но мы предполагаем, что она может формироваться в процессе изучения дисциплин цикла Б.3, а именно такие дисциплины как:
- психология развития (всего 108 ч.);
- психология детей младшего школьного возраста (всего 72 ч.);
- образовательные программы начальной школы (всего 72 ч.).
Таким образом, компетенция ПКНО-4 формируется у бакалавров-психологов образования при изучении трех вышеперечисленных дисциплин.
Психологический анализ урока в деятельности педагога
Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) - основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания ...
Система начального профессионального образования
Система начального профессионального образования выполняет следующие основные функции: удовлетворение потребности в профессиональных образовательных услугах: обеспечение экономики в квалифицированных кадрах и социальную стабилизацию жизни территории, обеспечивая занятость преподавательского состава ...
Учебный проект как форма организации самостоятельной деятельности учащихся
средних классов
самостоятельный деятельность урок информатика Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.