На экскурсии прослеживается определенное взаимоотношение показа (анализа) объектов со словом учителя-экскурсовода. С помощью слова учитель не только анализирует объект, побуждает учащихся к его наблюдению, но и сообщает исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становится важнейшим источником знаний. Сообщение исторических сведений осуществляется с помощью методов изложения и беседы.
В литературе по методике преподавания истории в школе дается характеристика и классификация устного изложения на уроке истории. Главное отличие этих форм изложения от аналогичных, применяемых на экскурсии, состоит в том, что посредством их на экскурсии школьникам сообщаются исторические сведения, непосредственно связанные с объектом. Методом устного изложения подготавливается восприятие экскурсионного материала, обобщаются знания .полученные во время наблюдения объектов на экскурсии.Основными формами рассказа, применяемыми при показе (анализе) объектов на экскурсии, являются: описание, характеристика, объяснение, комментирование, инструктирование.
Форма описания используется при наблюдении учащимися картины окружающей природы, комнат мемориального музея, внешнего вида здания и т. д. В зависимости от темы экскурсии описание либо связано с главной задачей наблюдения, либо используется для воссоздания той среды, в которой происходили исторические события.
Форма характеристики — выяснение наиболее существенных сторон, взятых в их внутренней связи. В экскурсиях по исторической, историко-революционной и военно-исторической тематике часто даются сжатые или развернутые характеристики деятелей исторического прошлого, героев войны. В характеристике выдающегося деятеля истории, культуры, науки перед учащимися предстают внутренний мир и особые черты личности, помогающие уяснить ее роль в той или иной эпохе.
Кроме объяснений и характеристики, используется и другая форма — комментирование. Комментирование — это словесное сопровождение экскурсоводом сведений, указывающих ученикам на особенности прохождения какого-либо процесса.
На экскурсии проводится инструктирование учащихся. При этом экскурсовод дает им рекомендации, направленные на правильное (целенаправленное) наблюдение объекта. Особенность инструктирования состоит в том, что оно непосредственно предшествует наблюдению объектов.
Весьма часто учитель и школьники в ходе экскурсии используют реплику как форму реакции на наблюдаемые события. В репликах учащихся проявляется характер их умственной деятельности, чувств. Переживая те или иные события, учащиеся выражают гнев, радость, осуждение, печаль и т. д. Например, материалы о зверствах и разрушениях, совершенных гитлеровцами, вызывают глубокое чувство гнева, суждения, подводят к осознанию того, что такое фашизм.[6, c. 198]
Разнообразные эмоции, выраженные репликами, при осмотре произведений искусства, показывают учителю не только отношение к осматриваемому, но и тонкость и глубину чувств школьник
Специфика системы ученического самоуправления
Система ученического самоуправления – непрерывная развивающаяся целостность, представляющая собой систему взаимной деятельности всех его подразделений, в которой, с одной стороны, складываются отношения сотрудничества и взаимодействия, а с другой – каждый орган коллектива действует самостоятельно. ...
Роль грамматики, её место среди аспектов языка
Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы о ...
Педагогические идеи Платона
Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.