Метод изложения на экскурсии

На экскурсии прослеживается определенное взаимоотношение показа (анализа) объектов со словом учителя-экскурсовода. С помощью слова учитель не только анализирует объект, побуждает учащихся к его наблюдению, но и сообщает исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становится важнейшим источником знаний. Сообщение исторических сведений осуществляется с помощью методов изложения и беседы.

В литературе по методике преподавания истории в школе дается характеристика и классификация устного изложения на уроке истории. Главное отличие этих форм изложения от аналогичных, применяемых на экскурсии, состоит в том, что посредством их на экскурсии школьникам сообщаются исторические сведения, непосредственно связанные с объектом. Методом устного изложения подготавливается восприятие экскурсионного материала, обобщаются знания .полученные во время наблюдения объектов на экскурсии.Основными формами рассказа, применяемыми при показе (анализе) объектов на экскурсии, являются: описание, характеристика, объяснение, комментирование, инструктирование.

Форма описания используется при наблюдении учащимися картины окружающей природы, комнат мемориального музея, внешнего вида здания и т. д. В зависимости от темы экскурсии описание либо связано с главной задачей наблюдения, либо используется для воссоздания той среды, в которой происходили исторические события.

Форма характеристики — выяснение наиболее существенных сторон, взятых в их внутренней связи. В экскурсиях по исторической, историко-революционной и военно-исторической тематике часто даются сжатые или развернутые характеристики деятелей исторического прошлого, героев войны. В характеристике выдающегося деятеля истории, культуры, науки перед учащимися предстают внутренний мир и особые черты личности, помогающие уяснить ее роль в той или иной эпохе.

Кроме объяснений и характеристики, используется и другая форма — комментирование. Комментирование — это словесное сопровождение экскурсоводом сведений, указывающих ученикам на особенности прохождения какого-либо процесса.

На экскурсии проводится инструктирование учащихся. При этом экскурсовод дает им рекомендации, направленные на правильное (целенаправленное) наблюдение объекта. Особенность инструктирования состоит в том, что оно непосредственно предшествует наблюдению объектов.

Весьма часто учитель и школьники в ходе экскурсии используют реплику как форму реакции на наблюдаемые события. В репликах учащихся проявляется характер их умственной деятельности, чувств. Переживая те или иные события, учащиеся выражают гнев, радость, осуждение, печаль и т. д. Например, материалы о зверствах и разрушениях, совершенных гитлеровцами, вызывают глубокое чувство гнева, суждения, подводят к осознанию того, что такое фашизм.[6, c. 198]

Разнообразные эмоции, выраженные репликами, при осмотре произведений искусства, показывают учителю не только отношение к осматриваемому, но и тонкость и глубину чувств школьник

Новые статьи:

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...

Словарная работа - один из эффективных методов работы по развитию связанной речи у умственно отсталых детей
Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности и бедности связанной речи могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушен ...

Руководство и лидерство в коллективе
В структуре организации коллектива действует система руководства и подчинения. Социально-психологической основой этой системы является дифференциация положения личности в группе. Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru