Метод изложения на экскурсии

На экскурсии прослеживается определенное взаимоотношение показа (анализа) объектов со словом учителя-экскурсовода. С помощью слова учитель не только анализирует объект, побуждает учащихся к его наблюдению, но и сообщает исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становится важнейшим источником знаний. Сообщение исторических сведений осуществляется с помощью методов изложения и беседы.

В литературе по методике преподавания истории в школе дается характеристика и классификация устного изложения на уроке истории. Главное отличие этих форм изложения от аналогичных, применяемых на экскурсии, состоит в том, что посредством их на экскурсии школьникам сообщаются исторические сведения, непосредственно связанные с объектом. Методом устного изложения подготавливается восприятие экскурсионного материала, обобщаются знания .полученные во время наблюдения объектов на экскурсии.Основными формами рассказа, применяемыми при показе (анализе) объектов на экскурсии, являются: описание, характеристика, объяснение, комментирование, инструктирование.

Форма описания используется при наблюдении учащимися картины окружающей природы, комнат мемориального музея, внешнего вида здания и т. д. В зависимости от темы экскурсии описание либо связано с главной задачей наблюдения, либо используется для воссоздания той среды, в которой происходили исторические события.

Форма характеристики — выяснение наиболее существенных сторон, взятых в их внутренней связи. В экскурсиях по исторической, историко-революционной и военно-исторической тематике часто даются сжатые или развернутые характеристики деятелей исторического прошлого, героев войны. В характеристике выдающегося деятеля истории, культуры, науки перед учащимися предстают внутренний мир и особые черты личности, помогающие уяснить ее роль в той или иной эпохе.

Кроме объяснений и характеристики, используется и другая форма — комментирование. Комментирование — это словесное сопровождение экскурсоводом сведений, указывающих ученикам на особенности прохождения какого-либо процесса.

На экскурсии проводится инструктирование учащихся. При этом экскурсовод дает им рекомендации, направленные на правильное (целенаправленное) наблюдение объекта. Особенность инструктирования состоит в том, что оно непосредственно предшествует наблюдению объектов.

Весьма часто учитель и школьники в ходе экскурсии используют реплику как форму реакции на наблюдаемые события. В репликах учащихся проявляется характер их умственной деятельности, чувств. Переживая те или иные события, учащиеся выражают гнев, радость, осуждение, печаль и т. д. Например, материалы о зверствах и разрушениях, совершенных гитлеровцами, вызывают глубокое чувство гнева, суждения, подводят к осознанию того, что такое фашизм.[6, c. 198]

Разнообразные эмоции, выраженные репликами, при осмотре произведений искусства, показывают учителю не только отношение к осматриваемому, но и тонкость и глубину чувств школьник

Новые статьи:

Методика развития связанной речи у детей
Целью данного исследования является определение методики развития связанной речи у умственно отсталых дошкольников. Поставленная цель привела к решению следующих задач: 1. Провести констатирующий эксперимент. 2. Провести формирующий эксперимент. 3. Провести контрольный эксперимент. 4. Сделать соотв ...

Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим их. 1. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. 2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками ...

Проблемы аспирантуры и докторантуры
Наполненность аспирантуры в Советском Союзе и в России в разные периоды отличалась; вводились и упразднялись те или иные учебные курсы и, соответственно, экзамены, устанавливались и отменялись ограничения на объем диссертации и т.п. Как было показано в Разд. 1, страны – участницы Болонского процесс ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru