Информация о педагогике » Профилактика наркомании детей из социально-неблагополучных семей » Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней наркотизации детей из социально-неблагополучных семей

Семейная дезадаптация и негативные социальные факторы, способствующие ранней наркотизации детей из социально-неблагополучных семей

Страница 1

Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ребенком (подчинение родителям), сколько ответственность перед ребенком. Признавая значимость семьи как ведущего института социализации, следующим образом определим семейную дезадаптацию.

Семейная дезадаптация - это состояние ребенка, связанное с нарушением семейных отношений, при которых он не может найти «свое место в семье» и в оптимальной степени реализовать потенциальные возможности возрастного развития, свои способности к самореализации и личностному росту.

В настоящее время в анализе семейной дезадаптации сформировались два подхода:

· первый основан на оценке структурированных признаков - полная, неполная семья, стереотип неправильного воспитания, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных;

· второй обращен к анализу психологических аспектов кризисной семейной ситуации и особенностям личностного реагирования в конфликте.

Как правило, объективная сторона семейной дезадаптации представлена двойным конфликтом. С одной стороны, это конфликт между дисфункциональной, асоциальной и деструктивной семьей и обществом в целом, с другой стороны - это внутрисемейный, межличностный конфликт в случаях диссоциированной или распадающейся семьи. Субъективная для ребенка сторона кризисной семейной ситуации отражает его включенность в конфликт и особенности реагирования с учетом возрастных психологических и личностных свойств. Двусторонняя обусловленность семейной дезадаптации объясняет тот факт, почему различные типы нарушений функционирования семьи не имеют прямой причинной связи с психической травматизацией. Для того чтобы нарушенные семейные отношения стали источником травматического переживания несовершеннолетнего, они должны быть субъективно, личностно и эмоционально значимыми для него, носить характер неразрешимого конфликта в мире психологических отношений. Дисфункциональные семьи, семьи с хроническими, конфликтными отношениями, асоциальные семьи составляют большую социальную группу, которая является областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, необеспечения их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Эти семьи являются областью повышенного уровня насилия по отношению к детям, и риска формирования у детей в этих семьях устойчивой социальной дезадаптации с высокой частотой случаев отклоняющего поведения и состояний зависимости от ПАВ.

Следует подчеркнуть связь между насилием по отношению к ребенку и выраженностью в последующем в структуре его личности черт агрессивности. У таких детей описана стойкая делинквентность, а также установлен жестокий характер преступлений, совершаемых лицами, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.

В связи с нарушенными в семье особенностями социальной ситуации развития ребенка сформулируем такое важное понятие, как «семья социального риска». Выделим два ведущих типа семей «социального риска».

1. Конфликтная семья. Для этой семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, то есть деструктивные, межличностные отношения в семье. В такой семье существуют проблемы с алкоголем и наркотиками; у членов семьи, особенно у женщин, наблюдаются психосоматические, то есть связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Сущность понятия «социально-воспитательная деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...

Возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников
"Музыкальное образование дошкольников может быть успешным лишь в том случае, если педагог, организующий процесс взаимодействия ребенка с музыкой, будет учитывать психологические особенности детей дошкольного возраста, знать специфику воздействия музыки на ребенка" [13;44]. Т.е. знание воз ...

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослыми закладываются о ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru