Ключевым условием для оптимального социального развития ребенка является семья. Конвенция ОНН о правах ребенка (1989) «признает важность семьи как первичной социальной группы и естественной обстановки для роста и благополучия детей». Мировое сообщество определяет, это не столько право родителей над ребенком (подчинение родителям), сколько ответственность перед ребенком. Признавая значимость семьи как ведущего института социализации, следующим образом определим семейную дезадаптацию.
Семейная дезадаптация - это состояние ребенка, связанное с нарушением семейных отношений, при которых он не может найти «свое место в семье» и в оптимальной степени реализовать потенциальные возможности возрастного развития, свои способности к самореализации и личностному росту.
В настоящее время в анализе семейной дезадаптации сформировались два подхода:
· первый основан на оценке структурированных признаков - полная, неполная семья, стереотип неправильного воспитания, алкоголизация родителей, аморальное или криминальное поведение родных;
· второй обращен к анализу психологических аспектов кризисной семейной ситуации и особенностям личностного реагирования в конфликте.
Как правило, объективная сторона семейной дезадаптации представлена двойным конфликтом. С одной стороны, это конфликт между дисфункциональной, асоциальной и деструктивной семьей и обществом в целом, с другой стороны - это внутрисемейный, межличностный конфликт в случаях диссоциированной или распадающейся семьи. Субъективная для ребенка сторона кризисной семейной ситуации отражает его включенность в конфликт и особенности реагирования с учетом возрастных психологических и личностных свойств. Двусторонняя обусловленность семейной дезадаптации объясняет тот факт, почему различные типы нарушений функционирования семьи не имеют прямой причинной связи с психической травматизацией. Для того чтобы нарушенные семейные отношения стали источником травматического переживания несовершеннолетнего, они должны быть субъективно, личностно и эмоционально значимыми для него, носить характер неразрешимого конфликта в мире психологических отношений. Дисфункциональные семьи, семьи с хроническими, конфликтными отношениями, асоциальные семьи составляют большую социальную группу, которая является областью повышенного риска эмоционального отвержения детей, необеспечения их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей в защите и уходе. Эти семьи являются областью повышенного уровня насилия по отношению к детям, и риска формирования у детей в этих семьях устойчивой социальной дезадаптации с высокой частотой случаев отклоняющего поведения и состояний зависимости от ПАВ.
Следует подчеркнуть связь между насилием по отношению к ребенку и выраженностью в последующем в структуре его личности черт агрессивности. У таких детей описана стойкая делинквентность, а также установлен жестокий характер преступлений, совершаемых лицами, которыми в детстве пренебрегали или с которыми обращались жестоко.
В связи с нарушенными в семье особенностями социальной ситуации развития ребенка сформулируем такое важное понятие, как «семья социального риска». Выделим два ведущих типа семей «социального риска».
1. Конфликтная семья. Для этой семьи типичны «запутанные отношения» между членами семьи, то есть деструктивные, межличностные отношения в семье. В такой семье существуют проблемы с алкоголем и наркотиками; у членов семьи, особенно у женщин, наблюдаются психосоматические, то есть связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматического здоровья.
Педагогическая мысль в России конца XIX – начала XX века
В русской педагогике конца XIX – начала XX века отражались противоречия между традиционной, официальной установкой на воспитание в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и с ...
Значение театрализованной игры в жизни ребёнка
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр. Так, по мнению Л.С. Фурминой, театрализованные игры – это нгры-представления, в кот ...
Нетрадиционные уроки – как форма повышения познавательного интереса
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.