Информация о педагогике » Методика драматизации на уроках литературного чтения в IV классе » Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Суть феномена «эмоционально – чувственное восприятие». Основы развития эмоционально-чувственного восприятия у младших школьников

Страница 5

Характерная особенность детей младшего школьного возраста – их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное, тогда как скучное, например, нудные уроки, понижает познавательный интерес ученика, вызывает отрицательное эмоциональное отношение.

Отмечается также развитие моральных чувств: чувств товарищества, ответственности за класс, сочувствие горю и т.д. Важно помнить, что воспринимать слова воспитателя младший школьник способен лишь тогда, когда они задевают его эмоциональную сферу.

Новым моментом, приводящим к возникновению у ученика младших классов разных переживаний является не только учение, но и коллектив класса, с которым возникают новые социальные связи. Надо обратить особое внимание на те, различия, которые возникают в этом плане между учениками I и IV классов. Дело в том, что учащиеся I класса не являются членами коллектива, поскольку им не свойственно единство настроений, устремлений, наличие общественного мнения. К IV классу начальной школы ребенок становится по-настоящему членом классного коллектива, с его правилами жизни, с его традициями. Богаче становятся связи четвероклассника с классом, ему небезразлично мнение группы, возникает также зависимость от коллектива класса.

Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни. Переживание злости, раздражения может вызвать у младшего школьника агрессивное поведение по отношению к обидчику, однако драки у детей этого возраста возникают только в том, случае, когда переживание достигает силы, способной заставить отбросить сдерживающие мотивы, вызванные осознаваемыми правилами поведения. Мотивы действий на положительных переживаниях: сочувствие, расположение, привязанность, приобретших более устойчивый характер, становятся более действенными и проявляются разнообразнее. Побуждения социального характера могут выражаться в действиях, поступках, называемых нравственными, благородными. В детях, практикующих такие действия, развиваться и углубляться нравственные чувства могут лишь в том случае, когда они мотивированы социальными переживаниями. Если в ходе выполнения этих дел нет соответствующего эмоционального отношения, то их выполнение не вносит изменений во внутренний мир школьника, дела его характеризуются лишь как формально добрые.

По сравнению с местом, занимаемым учением и школой во внутреннем мире младшего школьника, иное место занимает игра. Игры, связанные с соревнованием в ловкости, в быстроте, в сообразительности, взывают оживленный интерес, рождают эмоции соперничества. Значительный интерес детей 10-11 лет отражают игры ролевые, иногда повторяющиеся эпизоды прочитанных книг, спектаклей, связанные с походами, путешествиями и т.д. серьезный интерес к спорту, возникающий у младших школьников наряду с интересом к сюжетным играм, объясняется переживаниями своих успехов и неуспехов, удач и неудач, с остротой эмоциональных состояний во время соревнований с товарищами, а также проявлением отчетливого эмоционального отношения к спортивным состязаниям взрослых. Мир географических открытий, путешествий, приключений – также объект интереса младшего школьника 10-11 лет, рождающий различного рода эмоции. Большое место в круге переживаний ученика III-IV класса начинает занимать друг или товарищ, т.е. тот, с кем можно гулять, обмениваться своими впечатлениями, предпринимать какие-то действия. Дружба как форма товарищеского общения, совместных интересов и симпатий становится более устойчивой, чем в дошкольном возрасте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Психологические требования к личности учителя
В "Толковом словаре" В. Даля слово "учитель" определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции - руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя осн ...

Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого в Яснополянской школе
Л.Н. Толстой писал: "Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей . И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которо ...

Практическое изучение особенностей внимания младших школьников
Для изучения особенностей внимания младших школьников было проведено исследование внимания детей 2 класса. Задачи: выявить особенности внимания младших школьников и предложить набор специальных заданий, упражнений и игр для развития основных свойств внимания: объема, устойчивости, переключения, рас ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru