Одним из условий развития творческой познавательной деятельности учащихся является изучение природы в реальных условиях её существования. Оно реализуется через организацию целенаправленного восприятия природы в процессе наблюдений объектов и явлений природы родного края. Целенаправленное восприятие наблюдение реальной действительности - тесно связано с активной деятельностью мышления, памяти, воображения речи. Как и любой познавательный процесс, наблюдение включает в себя деятельность ребёнка в мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной областях. Для развития умения наблюдать природу родного края можно предложить детям следующую серию заданий.
1 ЭТАП:
На начальном этапе развития умения наблюдать у детей формируются представления об отдельных фактах окружающей действительности, которые формируются на основе непосредственных наблюдений природы, при работе с различными моделями, описании и воображении. Для формирования творческой деятельности в процессе создания представлений в сознании детей, даётся установка сформировать образ, «портрет» изучаемого явления или объекта природы. Затем, в зависимости от источника знаний (реальная действительность, учебные пособия, имеющиеся в сознании чувственные образы и т. д.), учащиеся выполняют различные задания: на формирование представлений об одиночных объектах или явлениях природы, на формирование целостной картины отдельного участка, большой территории, своей области, России, планеты. В процессе выполнения данных заданий у учащихся развиваются умения формировать полные, правильные представления о реальной действительности, а затем «работать» с ними в процессе воображения. На уровне представлений включаются задания, содержащие следующие приёмы по развитию у учащихся умения наблюдать:
* активизация ощущений или их создание;
* зарисовка по памяти;
* узнавание и различение объектов природы по тактильным ощущениям, по запаху, цвету, по форме;
* составление описания объекта или явления природы;
* составление рассказов по плану, карте;
* составление картин - предупреждений экологических ситуаций и т.д. В процессе выполнения заданий в сознании младших школьников
создаются индивидуальные чувственные образы, формируются умения пространственного изображения.
2 ЭТАП:
Первоначальные научные понятия и взаимосвязи впервые вводят ребенка в закономерности природы на основе его субъектного опыта. При разработке творческих заданий для учащихся учитываются особенности усвоения понятий младшими школьниками. Для развития творческой деятельности на понятийном уровне природоведческих знаний используются задания, направленные на:
* применение усвоенных понятий в новой ситуации;
* нахождение примеров отражения реальной действительности в существенных признаках понятий;
* самостоятельное выделение существенных признаков понятий на основе субъектных сведений и представлений об оригинале;
* самостоятельное установление иерархий понятий;
* установление логической последовательности в раскрытии содержания понятий;
* самостоятельное построение системы понятий об объектах и явлениях реальной действительности.
Высший уровень изучаемых природоведческих знаний в начальной школе знание некоторых закономерностей окружающего мира, то есть знание устойчивых существенных связей между явлениями, характеризующих их развитие.
Факторы, влияющие на формирование авторитета родителей
Воспитательное воздействие авторитет родителей на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Авторитет и личный пример родителей. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подра ...
Психологические особенности развития школьников
Успех формирования внимания зависит прежде всего от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития школьников и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка [40, с.187]. С давних пор детство (т. е. время от рождения ребенка до 18 лет) делят на период ...
Урок – экскурсия
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалог ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.