В зависимости от вида деятельности творческие задания по изучению природы делятся на:
* задания на словесное творчество;
* задания на изобразительное творчество;
* задания на инсценирование и драматизацию;
* задания на моделирование и конструирование.
В экспериментальном обучении наиболее распространёнными заданиями на словесное творчество являются:
- написание сочинений
Сочинения в процессе изучения природы пишутся на основе личных наблюдений природы учащимися. Вначале ученики проводят наблюдение за каким-либо объектом или явлением природы, а затем пишут различные виды сочинений: сочинения-описания отдельных объектов природы по их признакам, сочинения-объяснения природного явления на основе собственных рассуждений, сочинения – загадки и др. Такие сочинения пробуждают у детей эмоции, учат оценивать и систематизировать увиденное. Они способствуют развитию наблюдательности, умению устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Сочинения на основе творческого воображения включают в себя сочинения по слову, заданному началу: «Однажды на плане исчезла вся почва»; «Птицы рассердились на своего хозяина и навсегда покинули сад». С целью контроля за усвоением знаний о природе используются сочинения на заданную тему: «Луг утром, днём, вечером, ночью» (2 класс); «Чтобы ты рассказал инопланетянам о планете Земля?» (3,4 класс).
- написание рассказов
При изучении природы эффективно используются творческие рассказы экологического содержания. Например, экологические рассказы, приуроченные к определённому сезону года, в которые ученик сознательно включает несколько ошибок. Задача учащихся - найти эти ошибки и объяснить, почему-то или иное явление не может происходить в это время.
- написание сказок;
Создание сказок в экспериментальном обучении направлено на:
решение учебно-воспитательных задач изучения природы через использование средств эмоциональной выразительности;
представление учебного материала о природе в сказочной форме: «Водоёмы нашего края» (3, 4 класс), «Водица - всему царица» (3 класс) и др.
реализацию междисциплинарного системного подхода в изучении природы.
Среди заданий на изобразительное творчество можно использовать:
- иллюстрирование пословиц, отрывков рассказов, сказок, отражающих природные объекты и явления изучаемого понятия;
- создание плакатов, показывающих, какой должна быть природа;
- создание коллективных рисованных фильмов о природе;
- коллективное рисование естественнонаучной картины мира («Моя родина», «Лес в течение суток» и т. д).
Для развития познавательной творческой деятельности используются задания на инсценирование и драматизацию. Ребёнок в процессе действия лично переживает состояние героя, более близко чувствует его. Младшие школьники воспринимают инсценирование и драматизацию как игру, она более близка им, пак как содержит в себе элементы различных видов творчества.
Задания на моделирование и конструирование используются как способ развития продуктивного творческого мышления:
- создание модели объекта или явления природы по образцу;
- формирование собственной модели реальной действительности;
- создание групповых проектов по сохранению и приумножению природных богатств;
Организация свободной школы
Толстой изложил свои мысли об организации свободной школы в письме к П.И. Бирюкову в 1901г. По его мнению, образование есть ничто иное, как передача того, что думали самые умные люди. Умные же люди думали всегда в трех разных направлениях: философски и религиозно о значении своей жизни - религия и ...
Ценностные ориентации подростков
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный ста ...
Сущность понятия «социально-воспитательная
деятельность»
музей старшеклассник воспитательный образовательный В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главн ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.