Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независимо от национальности, вероисповедования.
Патриотизм является историческим явлением. Национальное самосознание и патриотизм не являются наследственными и не даются при рождении. В воспитании патриотизма особую роль должно занимать изучение исторического прошлого, в котором концентрируются лучшие гражданские традиции. Главной составной частью патриотизма является гордость человека за свою Отчизну. Предметом национальной гордости является вклад родины в мировую культуру. История подтверждает тот факт, что те народы, которые по разным причинам теряли свой язык, свои традиции в воспитании, чувство национального достоинства, скорее всего, становились своеобразным сырьём для развития других народов. Без почитания национально-культурных традиций нет духовности, нет нравственности. Национальное и интернациональное воспитание детей способствует осознанию ими российской государственности и особенностей становления науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой, приобщению к их национальному наследию. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах её деятельности – в идеологии, политике культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.
Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности [95]. Так, например, К.Д.Ушинский сказал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народами странам, к их национальным обычаям и традициям, и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Что формирует ту сумму критериев, которую мы именуем «любовь к Родине»? Как формируются эти критерии? Где находится, то место в нашем детстве, оказавшись в котором, ребенок начинает формировать свое патриотическое начало? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.
Эстетическое воспитание: понятие, задачи, пути осуществления
В самом общем виде эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". В " ...
Методы и приемы передачи ценностей и
эмоционально-волевого развития младших школьников
Метод обучения – система действий учителя, организующего практическую и познавательную деятельность ученика, которая устойчиво ведет к усвоению содержания образования. Номенклатура методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично поисковый, исследовательский, м ...
Обучение аудированию на коммуникативной основе
Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуац ...
Психологические знания в работе учителя
Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.