Сущность понятия патриотизма

Страница 1

Гражданственность, патриотизм – основа духовной жизни человека, его стремление к свободе. Это положение даёт основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем стержнем, концептуальной духовной опорой, которая может объединить вокруг себя всех граждан независимо от национальности, вероисповедования.

Патриотизм является историческим явлением. Национальное самосознание и патриотизм не являются наследственными и не даются при рождении. В воспитании патриотизма особую роль должно занимать изучение исторического прошлого, в котором концентрируются лучшие гражданские традиции. Главной составной частью патриотизма является гордость человека за свою Отчизну. Предметом национальной гордости является вклад родины в мировую культуру. История подтверждает тот факт, что те народы, которые по разным причинам теряли свой язык, свои традиции в воспитании, чувство национального достоинства, скорее всего, становились своеобразным сырьём для развития других народов. Без почитания национально-культурных традиций нет духовности, нет нравственности. Национальное и интернациональное воспитание детей способствует осознанию ими российской государственности и особенностей становления науки и производства, ознакомлению с традициями, идеями и культурой, приобщению к их национальному наследию. Проблемой данного направления идейно-воспитательной работы является формирование национального самосознания, чувства языка и культуры, территориальной целостности и отвержение идеи национализма, приоритета над другими нациями и народами.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах её деятельности – в идеологии, политике культуре, экономике, экологии и т.д. В силу этого понимание современного российского патриотизма, сформировавшегося на протяжении многовековой истории русской общественной мысли, является исходной задачей для выяснения его основ.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности [95]. Так, например, К.Д.Ушинский сказал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народами странам, к их национальным обычаям и традициям, и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом? Что формирует ту сумму критериев, которую мы именуем «любовь к Родине»? Как формируются эти критерии? Где находится, то место в нашем детстве, оказавшись в котором, ребенок начинает формировать свое патриотическое начало? Ответы на эти вопросы достаточно сложны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Описание изменений быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы
После проведенной опытно – экспериментальной работы направленной на формирование быстроты и ловкости у детей экспериментальной группы наблюдаются изменения. Эти изменения можно пронаблюдать с помощью таблицы: Имя Ф. Тест 1. сек. Тест 2. сек. Тест 3 сек. Тест 4 сек. Тест 5 сек. Тест 6 сек. Уро-ь раз ...

Упражнения и методические рекомендации для подготовки учащихся к сдаче заданий уровня А
Каждое из заданий первой части ЕГЭ состоит из условия и четырех вариантов ответов. При этом ответы к заданиям первой части удовлетворяют таким правилам: 1. Приводится всегда четыре варианта ответов. 2. Среди ответов всегда имеется правильный. 3. Правильный ответ всегда единственен. При подготовке к ...

Требования к играм
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru