Сущность понятия патриотизма

Страница 6

М.М. Рубенштейн единственной формой проявления истинного патриотизма считал горячее желание народа занять почетное место среди других народов в роли носителя и созидателя общечеловеческих ценностей. В этом он видел великий смысл национальной гордости литературой, искусством, наукой.

Путь разрешения противоречия между любовью к Отечеству и человечеству психолог видел в возвышении себя посредством совершенствования, т.е. он выводил «воспитательно необыкновенно важную мысль, что уважение к достойному чужому есть необходимое уважение к самому себе». Это справедливо как по отношению к отдельной личности, так и по отношению к целому народу.

Следовательно, путь разрешения данного противоречия – гармонизация соотношения «общечеловеческого» и «национального». Однако сегодня нет единства мнений о содержании этих ключевых понятий.

Истинный и сознательный характер патриотизма. Другое возражение против воспитания любви к Родине основывалось на суждении, что это чувство не прививается, а зарождается само собой. Совершенно верно, что первоначально чувство любви к Отечеству человек испытывает инстинктивно. Вполне очевидна и понятна привязанность человека к месту жительства, в котором он родился и вырос, и с которыми ассоциируются лучшие воспоминания его детства и юности. Различают привязанность к физической среде (природе, ландшафт, климат); к социуму (окружающие люди с их менталитетом, привычками, обычаями); к духовной сфере (искусство, литература, наука). Эти особенности восприятия пробуждаются действительно с малых лет.

Раскрывая природу естественного характера патриотизма, свойственного детям дошкольного возраста, Г. Роков писал: «Патриотическое чувство развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте. Оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, картины окружающей жизни, окружающей природы, помогают ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий».

«Благотворно влияют на личность ребенка поэзия и искусство: если ребенок слышит родную песню или родную сказку, то с радостью выучит их и будет рассказывать и петь. Вложенное в дошкольном возрасте чувство любви к Родине должно поддерживаться и развиваться историческим чтением. Это никак не является привитием квасного патриотизма. Важно, чтобы дети все больше узнавали свое Отечество. Патриотизм требует знания Родины со всеми ее недостатками, без всяких прикрас и утаиваний. Вскрывшаяся ложь приводит к сильному разочарованию. Изучение истории, ознакомление с историческими судьбами своего народа и биографий его лучших героев, знание народной жизни и родного искусства, любовь к ним содействуют развитию в человеке неразрывной связи с Родиной.

Итак, инстинктивная привязанность к «своему» преобразуется в осознанную любовь к Отечеству по мере постижения его значения, силы и величия. Этому способствую уроки истории, географии, литературы, природоведения, краеведения, искусства.

Государственный заказ на воспитания и свобода развития личности. Традиционно под гражданским воспитанием понимается привитие любви к Родине, уважение и преданности к существующему государственному порядку. Забывая при этом, что он никогда не бывает совершенным и что государство имеет конкретные обязанности перед своими гражданами. Сознательная любовь к Отечеству является ответом на его материальную заботу о каждом. Либо будет благодарность за то, что оно выкормило, духовно воспитало, позаботилось о создании условий для продуктивной и творческой деятельности, либо нет. В этом заключается трудность такого рода воспитания. Государственный заказ на воспитание личности зачастую понимается как воспитание преданности существующему порядку, покорности властям. При этом к разряду недосягаемых идеалов отодвигается идея свободы духовного развития личности как неотъемлемой части Отечества. Отсюда отечественный аналитик рубежа XIX-XX вв. Н. Румянцев делал заключение, что гражданское воспитание должно начинаться с перевоспитания властей, внушая им убеждения, что они существуют для народа и что лучшая политика в управлении государством заключается в своеобразном удовлетворении нужд народа. Более того, действенное гражданское воспитание предполагает государственный строй, основанный на законности и порядке, уважение к правам народа, улучшения положения как отдельных граждан, так и всего государства, распределение обязанностей по принципу равноправия, предоставление народу возможности посредством своих представителей влиять на усовершенствование общественного порядка. Важным, определяющим условием воспитания правового самосознания является уважение к закону и порядку со стороны властей. А это не возможно без контроля за их деятельностью. Поэтому встает вопрос: можно ли научить добиваться такого контроля?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Система работы школы и единый государственный экзамен
Школьное математическое образование должно быть направлено в первую очередь на развитие умственных способностей школьников. Математика призвана учить школьников умению рассуждать и доказывать, приводить примеры и контрпримеры, индукции и дедукции, обобщению и конкретизации и т.д. – всему тому, без ...

Конкретные технологии социально-педагогической деятельности
Полная социальная адаптация человека предполагает совокупность следующих адаптаций: - Организационная адаптация (содействие созданию для человека благоприятных условий для жизни и деятельности). Предусматривает использование методов организации практической деятельности и поведения индивида; - Экон ...

Литературное творчество как средство развития речи младших школьников
В поэтическом образном слове как бы аккумулируется вся многоцветность и разнообразие форм объективного мира. Писатель создаёт с помощью слов новые картины жизни, он закрепляет в образной речи её быстротекущее движение, её зигзаги, изломы, переходы, связи, отношения. Если писатель «заковывает» жизне ...

Психологические знания в работе учителя

Психологические знания в работе учителя

Как известно, существует внутреннее единство развития психики ребенка и педагогического процесса.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basiseducate.ru